Своевременная реакция на возникающие угрозы – это залог сохранения стабильности, где бы то ни было. В данном контексте, пожалуй, одной из наиболее проблемных, в плане непредсказуемости завтрашней повестки дня, можно назвать Исламскую Республику Афганистан (ИРА). Виной тому общеизвестные причины: многолетнее противостояние официальной власти с Талибаном, и участившиеся случаи активности боевиков ДАИШ, уже успевших запустить пропагандистское подпольное радио в провинции Кандагар.
Процессы, происходящие в Афганистане, не остаются незамеченными, что вносит свои коррективы в, например, структуру военных подразделений, призванных обезопасить, как Центральную Азию, так и Россию от угрозы распространения экстремизма и терроризма. ТАСС опубликовал следующее заявление Командующего войсками Центрального военного округа генерал-полковника В. Зарудницкого:
«… 201-я военная база (крупнейшее военное соединение РФ, находящейся за границей в Таджикистане – прим. авт.)
будет переведена на бригадный штат. При этом ее роль как форпоста России в Центральной Азии, гаранта мира и стабильности в регионе останется неизменной».Примечательно, что изменению подвергнется не только 201-я военная база. РИА Новости, цитируя В. Зарудницкого, сообщает о скорой реструктуризации боевых соединений на территории Кыргызстана:
«… Все российские военные объекты в Кыргызской Республике войдут в состав объединенной структуры, которая будет сформирована на основе авиабазы «Кант».Больший интерес все же вызывают сообщения касающиеся перевода на бригадный штат 201-военной базы, так как, по словам В. Зарудницкого, реструктуризация предполагает сокращение контингента. Вполне вероятно, что заявленные командующим ЦВО изменения могут быть восприняты как намерения Москвы несколько отстраниться от обязанностей по обеспечению безопасности в регионе, но это априори будет являться ложным предположением. Ведь речь идет и о повышении мобильности соединения, что крайне важно в сложившихся условиях постоянной угрозы, исходящей с территории Афганистана.
Но не только российская сторона объявила об изменениях, касающихся военной сферы на афганском направлении. В официальном заявлении Министра обороны США Э. Картера сообщается о том, что у операции «Решительная поддержка» в ближайшее время будет назначен новый глава – генерал-лейтенант Д. Николсон. Впрочем, новое назначение состоится не столько из необходимости реагирования на что-либо, сколько по причине ухода нынешнего руководителя – генерала Д. Кэмпбелла.
Вместе с тем, западные СМИ на прошлой неделе распространили сообщения, ксающиеся американского присутствия в ИРА. Так, например, газета Washington Post цитирует анонимного представителя Пентагона:
«… Мы осознали, что действительно не можем уйти (речь идет о выводе международного контингента из Афганистана – прим. авт.)
… Местным силам требуется авиационная поддержка, разведка и материально-техническая помощь. По всей вероятности, они не будут подготовлены в течение трех-пяти лет. Здесь придётся сохранить присутствие на очень долгое время».Косвенно эту информацию подтверждает и заявления Картера. Телеканал «Толо» цитирует Министра обороны США, который, говоря об отсутствии перспектив разрешения афганского кризиса в краткосрочной перспективе, заявил:
«… Будет очень тяжело. В этом нет никаких сомнений. На прошлой неделе я был в Европе и встретился с президентом Гани. Он это понимает, как и глава исполнительной власти Абдулла». Но стоит заметить, что бездейственное нахождение западных сил на территории ИРА лишь отрицательно повлияет на обстановку в стране. В противном случае, войска тех же США будут лишь дополнительным раздражителем для талибов в рамках и без того не самых успешных переговоров, призванных наладить диалог между Кабулом и Талибаном. Но, по крайней мере, на словах американское военное руководство говорит о намерениях активно поддерживать афганских военных.
Кстати, в конце января был анонсирован очередной этап развития военного сотрудничества между Афганистаном и Пакистаном. По итогам визита делегации Афганской национальной армии во главе с генерал-лейтенантом Мохаммад Шарифом Яфтали в Пакистан было объявлено об усилении мер безопасности на совместной границе. Учитывая в прошлом отнюдь не простые взаимоотношения официального Кабула и Исламабада, даже такие, в общем-то, рядовые встречи несут позитивный характер – диалог между недавними противниками возможен и многообещающ.
Очевидной становится подготовка к возможному неблагоприятному исходу переговоров. К слову, в сложившейся обстановке, неблагоприятный исход – это полный отказ абсолютно всех талибов участвовать в переговорах, что, учитывая порой необъяснимое упрямство Вашингтона, возможно. В конечном счете, остается надеяться на результаты президентских выборов в штатах. Пусть и малая, но есть доля вероятности, что с приходом нового руководителя, США станут более сговорчивы, как минимум, в вопросах обеспечения международной стабильности, где одна из самых главных угроз, несомненно террористическая.
Булат Мурзагалеев – эксперт ЦГИ «Берлек-Единство»