Одним из значимых и ожидаемых событий прошлой недели был двухдневный визит в Туркменистан главы Министерства иностранных дел Российской Федерации Сергея Лаврова. В свете накопившихся проблем диалог «с глазу на глаз» в высших кругах стал необходим, дабы сгладить напряженность в двусторонних отношениях, к тому же итак в непростых условиях для всего региона, связанных, с одной стороны, мировой экономической нестабильностью, с другой – ухудшающейся ситуацией на севере Исламской Республики Афганистан, где не прекращаются столкновения террористических и экстремистских группировок с афганской армией. По этому поводу заведующий отделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ Андрей Грозин отметил: «Очевидно, что для Москвы назрела необходимость сверить часы и уяснить четко позицию, которую занимает по вопросам, связанным с региональной безопасностью, официальный Ашхабад. Но и никто не отменял злобу дня. А злобой дня является сейчас ухудшение макроэкономической ситуации для всех стран Центральной Азии. Снижение цен на мировых сырьевых рынках ударило по всем нашим партнерам, в том числе и по Туркмении, основным богатством которой является газ».
С начала нынешнего года российский «Газпром» перестал покупать туркменский газ, заявив, что ранее действующие контракты невыгодны. В активную фазу спор о цене на голубое топливо вступил в прошлом году, когда со стороны официальных представителей «Туркменгаза» прозвучало несколько резких заявлений в адрес «Газпрома». Уже в начале 2015 года российская компания уведомила своего туркменского партнера о прекращении закупок с начала 2016 года, что и послужило поводом для выражения своего недовольства туркменской стороной. Понятно, оставалась возможность изменить ситуацию, если бы удалось прийти к какому-то единому соглашению. Но, к сожалению, стороны не сумели договориться.
Если углубиться в суть проблемы, то принять такое решение «Газпрома» вынудили определенные экономические предпосылки, связанные с прежней формулой ценообразования. В действительности, условия соглашения делали покупку сырья у Ашхабада и его транзит в Европейский Союз убыточным для российской компании. Неоднократные попытки «Газпрома» пересмотреть порядок закупок ни к чему не привели, поэтому объемы экспортируемого газа было решено заместить собственным голубым топливом.
В свою очередь, такая неуступчивая позиция туркменской стороны объясняется тем, что Туркменистан пытается выйти на европейский газовый рынок в качестве основного поставщика. Многие годы предпринимались попытки реализовать различные проекты газопроводов для доставки туркменского голубого топлива как в ЕС, так и на Ближний Восток. В конце 2015 года было объявлено о начале строительства газопровода ТАПИ, возможность реализации которого под сомнение ставят многие эксперты. Хотя и США обещали оказать воздушную поддержку в охране объектов инфраструктуры на территории Афганистана, но дерзкие вылазки террористических группировок дают понять, что обеспечение безопасности проекта не будет легким, если не сказать, трудно выполнимым. Притом на данный момент практически единственным импортером туркменского газа является Китай, поставки которому не совсем выгодны Ашхабаду, так как поступающее сырье засчитывается в погашение ранее выданных Туркменистану кредитов. Более того, прошлогоднее падение цен на газ и нефть привели к еще большему ухудшению экономической конъюнктуры страны, что является серьезным фактором, способным повлиять на внутриполитическую стабильность в республике. Только в декабре 2015 года был введен лимит валютно-обменных операций для физических лиц на уровне 1 тыс. долларов в месяц, а в начале нынешнего – Центробанк Туркменистана предписал банкам страны прекратить для населения конвертацию маната в иностранную валюту на наличном валютном рынке. Все это говорит о непростой экономической ситуации, в принципе, которая охватила и другие республики региона.
Но, несмотря на это, по всей видимости, исходя из достигнутых во время встречи договоренностей, дальнейшее сотрудничество в газовой сфере остается важным для двух стран. По некоторым данным, в ближайшее время начнутся переговоры о возможных параметрах дальнейшего взаимодействия по данному вопросу. К тому же планируется параллельное обсуждение возможности предоставления Москвой Ашхабаду кредита в размере 10 млрд рублей.
Другим важным, если не сказать, ключевым, стал вопрос безопасности. Напряженная обстановка характерна для всего Центрально-Азиатского региона. В условиях, когда был выведен основной контингент войск НАТО, безуспешно выполнявших антитеррористическую операцию, произошло появление на территории Афганистана более сильной экстремистской организации ДАИШ. Хотя и туркменские власти не желают признавать некую нестабильность на афгано-туркменской границе, но, по заявлению военных экспертов, остается угроза дестабилизации ситуации на рубежах республики. На саммите ОДКБ и Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев озвучил свое серьезное опасение возможностью осложнения обстановки у соседей по региону. По этой причине акцент и ставится на вопросах региональной безопасности, в том числе и совместного ответа на современные вызовы. Тем более, что, судя по заявлениям официальных лиц обеих стран, Россия и Туркменистан видят друг в друге стратегических партнеров. Для обсуждения дальнейшего развития сотрудничество двух государств в международных и двусторонних вопросах Гурбангулы Бердымухамедов надеется на то, что Президент Российской Федерации Владимир Путин посетит республику в ближайшее время.
Руслан Хадимуллин – эксперт ЦГИ «Берлек-Единство»