
Кризисные явления последних двух лет, фиксируемые в государствах постсоветского пространства, стали причиной множественных изменений каждого из секторов экономики. Такие процессы не могли не сказаться на рынке труда, который сегодня перестраивается под новые условия. Государственные ведомства России и Казахстана отмечают изменения в миграционных процессах. В основном корректировки показателей трудовой миграции связаны с внедрением новых режимов работы мигрантов в рамках Евразийского экономического союза, а также с колебаниями курсов национальных валют государств СНГ и ЕАЭС. Однако помимо вариаций в процессах трудовой миграции, существенно меняются и условия на внутренних рынках труда.
Стоит отметить, что в крупнейших странах ЕАЭС, России и Казахстане, наблюдается интенсификация процессов ликвидации юридических лиц ряда видов деятельности. Это обусловлено тем, что в период кризиса многие предприниматели решаются на консервацию деятельности. Однако если количество таких представителей бизнеса минимально (особенно в секторе МСБ), то абсолютное большинство российских и казахстанских компаний прибегают к оптимизации деятельности, призванной максимально сократить издержки. Как правило, под оптимизацией понимается сокращение штата работников и пересмотр кадровой политики. В то же время, этому явлению подвержены в основном крупные компании.
С другой стороны, на рынке труда «евразийцев» наблюдаются позитивные тенденции роста предложений работодателей в секторе малого предпринимательства. Эти процессы представляют собой справедливый отклик на политику государственной поддержки предпринимателей, которая проводилась в течение последних лет. Стоит отметить, что рост кадровых предложений в секторе МСБ больше присущ Казахстану, который пока выигрывает в вопросах содействия развитию отечественного бизнеса.
Нельзя не учитывать, что рост предложений трудоустройства наблюдается далеко не во всех отраслях. Например, ожидаемо «просели» представители туристического рынка, а также ряд грузоперевозчиков. Первые испытывают трудности в связи со снижением покупательной способности населения и ростом курса иностранной валюты. Некоторые граждане стран ЕАЭС теперь экономят на отдыхе. Дополнительно, потеряли популярность ранее востребованные курорты Египта и Турции, что явилось причиной значительного снижения доходов турфирм. Часть грузоперевозчиков сталкиваются с проблемами новых торговых барьеров, связанных с обоюдными торговыми ограничениями стран Запада и России. Такие предприниматели вынуждены диверсифицировать маршруты, или выбирать другие товары. Эти процессы могут затянуться, а для представителей бизнеса этих видов деятельности время является ценнейшим ресурсом.
Можно утверждать, что экономические изменения последнего времени вызвали цепную реакцию, которая по-разному воздействовала на рынки труда внутри ЕАЭС. Здесь существуют как отрицательные факторы сокращения числа рабочих на крупных предприятиях, так и положительные следствия роста сектора МСБ. Кроме того, рынки труда все больше становятся ориентированными внутрь страны. Например, по сообщению портала Tengrinews.kz, казахстанские эксперты отмечают и отток экспатов из страны, вызванный корректировкой курса тенге. Это, в свою очередь, повысило конкурентоспособность казахстанских высококвалифицированных специалистов. К тому же, нельзя забывать о том, что на территории экономического пространства ЕАЭС сегодня ведутся процессы унификации трудового законодательства участников. В этой связи можно ожидать, что через несколько лет среди государств Евразийского союза снизится уровень конкуренции юрисдикций.
Алексей Чекрыжов – эксперт ЦГИ «Берлек-Единство»