Доля обрабатывающего сектора в структуре экономики Республики Казахстан даже в условиях кризиса демонстрирует небольшой, но стабильный рост. В то же время развитие сектора происходит в основном за счет отрасли металлургии. В Казахстане сложилась сильнейшая производственная цепочка, которая включает в себя рудники, где ведется добыча медной, свинцово-цинковой, алюминиевой и титаномагниевой отраслей, а также обогатительные заводы. Вместе производственные цепи создают крупнейший бюджетообразующий сектор экономики. Тем не менее, отрасли металлургии Казахстана сталкиваются с факторами конкуренции и колебаний мировых цен на сырье.
Глава одного из крупнейших казахстанских предприятий металлургической отрасли АО «АрселорМиттал Темиртау» Виджай Махадеван отмечает, что с 2015 года на евразийском пространстве растет конкуренция. Основными игроками металлургического рынка помимо Казахстана, по его словам, являются Россия и Китай. Действительно, можно утверждать, что Пекин в течение предыдущего десятилетия значительно нарастил объемы производства стальной продукции. В 2014 году эти процессы достигли уровня, при котором Китай стал экспортером. Россия, в свою очередь, до недавнего времени выигрывала за счет разницы курса валют. Импортируемая в Казахстан российская продукция оказывала влияние на внутренний рынок, вследствие чего цена на сталь демонстрировала снижение.
С другой стороны, цветная и черная металлургия Казахстана ощущают падение мировых цен на сырье. И здесь также определяющую роль сыграл соседний Китай, который не так давно прекратил закупки значительной части казахстанской продукции. Это обусловило необходимость поиска новых рынков сбыта, о чем на днях говорил глава Ассоциации горно-металлургических и горнодобывающих предприятий республики Николай Радостовец. По мнению промышленника, сегодня у горнодобывающих и обрабатывающих предприятий Казахстана возникают потребности государственной поддержки.
Возможность предоставления финансовой помощи отраслям металлурги маловероятна. В современных условиях Астана не может себе позволить лишних расходов. Институциональные и нефинансовые инструменты содействия развитию металлургии также постепенно истощаются. Отказ от валютных интервенций Нацбанком и без того выровнял условия для казахстанской и российской промышленности. В этой связи поиск новых рынков экспорта продукции является первоопределяющим фактором развития отрасли на ближайшее будущее.
Ожидаемо, взгляд представителей отраслей металлургии Казахстана сегодня прикован к иранскому рынку. Снятие мировых экономических санкций с Исламской Республики Иран представляет собой уникальную возможность увеличения объемов экспорта на иранском направлении для региональных экспортеров самых разных отраслей. При этом уже Тегеран демонстрирует намерения наращивания торгово-экономического сотрудничества с Казахстаном, в том числе и по позициям поставок продукции черной и цветной металлургии.
В то же время, хорошим основанием для увеличения потребностей внутреннего рынка могут стать процессы индустриализации в стране. Однако об этом можно говорить в средне- и долгосрочной перспективе, так как современная конъюнктурная картина не позволяет проводить новое экстенсивное расширение. Риски для казахстанской металлургии также могут породить процессы выставления барьеров со стороны Казахстана внутри пространства ЕАЭС, однако это приведет к снижению доходов экспортно ориентированного бизнеса страны, по причине чего Астана вряд ли решится на такой шаг. В этой связи отраслям металлургии РК предстоит готовиться к спаду. Отрицательные факторы могут быть нивелированы только за счет наращивания экспорта в Иран и снятия ограничений в рамках ВТО (эти позиции, тем не менее, придется «проталкивать» на международной арене).
Алексей Чекрыжов – эксперт ЦГИ «Берлек-Единство»