
Снятие международных санкций с Исламской Республики Иран обусловило новую волну снижения мировых цен на нефть. По мнению экономистов, существуют риски того, что цены на нефть продержаться в коридоре 20-30 долларов за баррель довольно долго. Вместе с тем, такой прогноз для рынка является самым пессимистичным. Наиболее вероятный сценарий динамики мировых цен на нефть представлен ростом цен во второй половине этого года, что связано с возможным уходом с рынка некоторых убыточных компаний.
Однако события вокруг мировых цен на нефть отодвинули на второй план сотрудничество государств региона в несырьевом секторе. Население Ирана составляет 77,5 млн. человек, в связи с чем ИРИ можно назвать хорошим, объемным рынком. Большинство государств евразийского пространства рассматривают снятие ограничений с Тегерана как возможность увеличения поставок собственной продукции по этому направлению. Например, в Казахстане уже обозначили намерения наращивания торгового взаимодействия с ИРИ. Немаловажно, что при этом стороны рассматривают потенциал взаимодействия в несырьевом секторе.
После отмены международных санкций, для работающих с Ираном казахстанских предпринимателей упростились процедуры торговли. На фоне прошлогоднего спада объемов двухсторонней торговли это кажется значимым событием. По сообщению правительственных ведомств Казахстана, по итогам 2015 года товарооборот Ирана и Казахстана снизился на треть в сравнении с аналогичными показателями 2014 года. Однако стороны заявляют о намерениях восстановления объемов торговли.
В феврале этого года ожидается визит торговой миссии Казахстана в Тегеран. Об этом на днях сообщил министр по инвестициям и развитию РК Асет Исекешев. В двухсторонних переговорах примут участие представители казахстанских предприятий, имеющих возможности выхода на иранский рынок. Нельзя исключать того, что, прежде всего, речь идет о представителях отрасли сельского хозяйства Казахстана, так как именно продукцию этого сектора Тегеран сегодня хочет видеть у себя. Основными статьями казахстанского экспорта в Иран на сегодняшний день остаются пшеница, нефтепродукты и цветные металлы. Ответный экспорт в Казахстан представлен продукцией сельского хозяйства, а также строительными материалами.
Существует мнение, что достигнутый уровень товарооборота между Астаной и Тегераном отвечает рыночным условиям, и дополнительных объемов торгового оборота ждать неоткуда. Однако последние инициативы сторон показывают обратное. Например, на днях стороны достигли договоренностей об увеличение количества авиарейсов между столицами стран. К тому же, до сих пор не реализован потенциал железнодорожного сообщения Казахстан – Туркменистан – Иран.
Государства Евразийского экономического союза фиксируют спад товарооборота внутри наднациональной организации, что обусловлено колебаниями курсов национальных валют участников. Нельзя исключать того, что предприниматели ЕАЭС, в частности казахстанские аграрии, будут искать новые рынки для временного переориентирования продукции. Иран может в это помочь, так как для наращивания товарооборота есть все предпосылки. Прежде всего, стороны имеют общие транспортно-логистические артерии, загруженность которых далека до максимальной. К тому же, казахстанские предприниматели сегодня не только получили облегченный доступ на рынок Ирана, но и располагают возможностями последующего транзита своей продукции в страны Персидского залива и юга Евразии. Тем не менее, стоит заметить, что переориентирование экспорта не является безусловно выгодным решением. Предпочтительным рынком сбыта продукции до сих пор остаются страны Евразийского экономического союза, так как режим наднациональной организации предполагает максимальные выгоды от отсутствия таможенных барьеров. Однако временный пересмотр экспортных направлений позволит бизнесу снизить потери в период кризиса.
Алексей Чекрыжов – эксперт ЦГИ «Берлек-Единство»