-
Сегодня, 11:40
-
Сегодня, 11:37
В XX веке доминирующим энергоносителем была нефть. Уголь, уступивший прежние позиции, продолжает играть свою роль. Если проследить в исторической динамике развитие ситуации, то один доминирующий энергоноситель периодически сменятся другим. В XXI веке газ пока не стал ключевым для развития экономики и в мировом энергобалансе занимает третье место, но, похоже, ситуация скоро изменится. Пока еще его потенциал полностью не реализован.
Российская Федерация, несомненно, является газовой державой. В некоторых секторах экономики голубое топливо играет ключевую роль, тем самым позволяет снизить себестоимость продукции, улучшить экологическую обстановку и т.д. Ведущей энергетической компанией страны является ПАО «Газпром», который, несмотря на осуществление государственных проектов по газификации российских регионов, является экспортоориентированной. Россия в последнее время занимается поиском как новых рынков сбыта, так и дополнительных источников сырья.
В свою очередь природный газ Центральной Азии является важным элементом формирования общей ресурсной базы ПАО «Газпром», обеспечивающим потребности внутреннего рынка Российской Федерации, стран СНГ и дальнего зарубежья. В российские южные регионы топливо удобнее поставлять из центрально-азиатских стран. Одним из экспортеров природного газа является Узбекистан, чьи запасы оцениваются в 5 трлн кубометров. Ташкент занимает третье место среди государств СНГ по добыче голубого топлива и входит в десятку крупнейших газодобывающих стран мира, добывая 63-65 миллиарда кубометров в год. Все это в совокупности представляет значительный интерес, особенно в контексте газовых споров с Европой и намерений построить новые газотранспортные трансевразийские маршруты.
Напомним, соглашение о стратегическом сотрудничестве в газовой отрасли между НХК «Узбекнефтегаз» и ОАО «Газпром» (с июля 2015 года – ПАО «Газпром») было подписано еще в 2002 году. Оно предусматривало долгосрочные закупки узбекского газа на период 2003-2012 гг., участие российской компании в проектах в области добычи голубого топлива на территории Узбекистана на условиях соглашения о разделе продукции, а также совместная деятельность в области развития узбекской газотранспортной инфраструктуры и транспортировки среднеазиатского газа через территорию республики. Москва и Ташкент, также при участии Астаны, проводили работы по расширению пропускной способности и обеспечению надежности газотранспортной системы «Средняя Азия – Центр», через которую проходил и туркменское голубое топливо.
Тогда же «Газпром» приступил к реализации ряда совместных инвестиционных проектов в республиках Центральной Азии, связанных с восстановлением и развитием газовых комплексов. Пилотным проектом в области добычи узбекского голубого топлива стало сотрудничество в восстановлении добычи газа на месторождении «Шахпахты». Следует отметить, что в настоящее время инвестиции окупились и генерирует прибыль. К тому же в ходе проводимых работ по геологическому изучению недр на территории Устюртского региона Республики Узбекистан на Шахпахтинском лицензионном блоке было открыто месторождение Джел, где в 2010 году был получен промышленный приток природного газа. По официальным данным, в 2006-2013 годах российская газовая компания вложила более 383 миллиона долларов на геологоразведочные работы новых месторождений данного региона.
Следующим витком в развитии российско-узбекского сотрудничества в области энергоносителей стал декабрь 2012 года, когда «Газпром» заключил с Узбекистаном контракт на закупку и транспортировку газа в 2013-2015 годах. В 2013 году Ташкент поставил в Россию 7,5 миллиарда кубометров, а в 2014 – 7,38. При этом нужно учитывать, что стоимость узбекского голубого топлива формируется по формуле, основанной на средней цене за данный продукт европейским странам.
Как стало известно в начале нынешнего года, российская компания ПАО «Газпром» в 2016 году намерена увеличить объемы закупок природного газа из Узбекистана. «Да, подтверждаю. Мы высоко оцениваем результаты переговоров, достигнутые с нашими узбекскими друзьями. Узбекистан – наш надежный партнер в газовой сфере, и мы и дальше продолжим развивать наше взаимовыгодное сотрудничество. И, совершенно естественно, объемы закупок узбекского газа в этом году возрастут», – сказал председатель правления российского газового холдинга Алексей Миллер.
Данный шаг происходит на фоне заявления представителей государственного концерна «Туркменгаз» о прекращении «Газпромом» приема туркменского голубого топлива с января 2016 года. Недопонимания между компаниями начались в середине 2015 года, когда в ход пошли обвинения в неуплате, а затем и иск Туркменистана в Стокгольмский арбитраж по поводу пересмотра цен на газ. Кажется, несмотря ни на что, «Туркменгаз» все еще надеется возобновить поставки своего «голубого топлива», так как концерн заявил о готовности к проведению переговоров с ПАО «Газпром». Но готова ли российская компания на такой шаг, остается под вопросом. Судя по сложившейся ситуации, скорее всего, нет. Предполагается, что закупки узбекского голубого топлива в 2016 году будут выше, чем прошлогодние объемы из Туркменистана, которые составили 3,1 млрд кубометров. В связи с этим отпадает необходимость в туркменском газе. Более того, на узбекском топливно-энергетической рынке работают крупнейшие российские нефтегазовые компании, такие как «Газпром» и «Лукойл». Например, со слов посла Российской Федерации в Республике Узбекистан Владимира
Тюрденева, только за девять месяцев прошлого года объем капитальных затрат на разведку и добычу «Лукойл интернешнл» составил 759 миллионов долларов (рост на 38,3%).
Кроме всего прочего, программа экономического сотрудничества между правительствами Российской Федерации и Республикой Узбекистан на 2013-2017 годы делает упор на проекты не только в нефтегазовой отрасли, но в машиностроении, производстве строительных материалов, химической, электротехнической, легкой и пищевой промышленности. Все это говорит о том, что совместная деятельность между двумя странами должна непрерывно расширяться.
Руслан Хадимуллин – эксперт ЦГИ «Берлек-Единство»