
Все чаще региональные международные организации демонстрируют намерения отхода от использования доллара в межгосударственных взаиморасчетах. В ходе заседания совета глав правительств стран ШОС, которое проходило в начале недели в Астане, Карим Масимов и Дмитрий Медведев сделали заявления о необходимости интенсификации процессов взаиморасчетов в национальных валютах стран Шанхайской организации сотрудничества. К слову, в конце прошлой недели премьер-министр Армении Овик Абрамян выступил с предложением перейти на взаиморасчеты в рублях вместо доллара между странами Евразийского экономического союза. Все это является индикатором-показателем того, что в странах ШОС и ЕАЭС в ближайшем будущем будут приниматься самые масштабные программы дедолларизации экономик.
В каждом из государств-участников Шанхайской организации сотрудничества и Евразийского экономического союза попеременно заявляются меры и целые программы снижения уровня долларовой зависимости экономики. Особенно остро необходимость таких шагов проявилась совсем недавно, при падении курсов национальных валют стран региона. Снижение объемов присутствия иностранной валюты в экономике государства, по сути, сегодня является необходимостью. Дело в том, что центральные банки государств ЕАЭС и ШОС практически не контролируют тот объем денежной массы, который представлен иностранной валютой.
Немалая часть населения многих государств региона ведет бытовые взаиморасчеты в долларах. Расчеты за крупные покупки в виде недвижимости и вовсе производятся только в долларах. Население при этом можно понять: выбор производится в пользу более стабильной валюты. Так исключаются риски обесценивания вырученных средств, с чем некоторые продавцы столкнулись после девальвации.
В то же время, нельзя сказать, что правительства стран ШОС и ЕАЭС не предпринимают мер по преодолению долларовой зависимости. Конечно, механизмы формирования финансовых механизмов ШОС пока только прорабатываются. Экономическое поле ЕАЭС также нельзя назвать сформировавшимся. Однако инструменты льготного кредитования в национальной валюте внедряются уже сегодня. Причем делается это не только на государственном, но и на наднациональном уровне. Кроме того, на Московской бирже реализуется пилотный проект торговли валютными парами рубль-тенге и рубль-юань, которая проходит без участия доллара. Потенциалом подключения к этим торговым процессам имеют все государства Евразийского экономического союза и ШОС.
Тем не менее, наиболее активно меры по дедолларизации, ожидаемо используются на внутреннем государственном уровне. Например, в Казахстане можно наблюдать совершенно разные ставки кредитования в тенге и в долларах. Депозиты в национальной валюте поддерживаются после процессов девальвации тенге. В то же время, странам региона предстоит решить единственно главную проблему в вопросе реализации политики дедолларизации.
Речь идет о недостатке доверия населения государств ЕАЭС к национальным валютам своих стран. Причины тому банальны. Только в Казахстане за полтора года прошло две девальвации. При этом власти страны неоднократно заявляли о стабильности тенге. В России снижение было не таким резким, однако ощутимым. К тому же, падение мировых цен на нефть снова воздействуют на курс рубля. Аналогичные процессы наблюдаются и в других государствах региона. В такой ситуации обеспечить доверие населения к национальным валютам довольно трудно. В этой связи главным инструментом дедолларизации становится административный ресурс, и консолидация усилий государств региона на наднациональном уровне этому способствует.
Алексей Чекрыжов – эксперт ЦГИ «Берлек-Единство»