
Последние колебания мировых цен на сырьевые ресурсы заставляют экспертов-экономистов постсоветского пространства склоняться к пессимистичному сценарию развития сырьевых экономик стран евразийского пространства. Главными экспортерами нефти среди стран ЕАЭС остаются Россия и Казахстан. И именно эти государства сегодня подвержены серьезным рискам сокращения государственных доходов. Если в начале 2015 года у экспертов были основания для прогноза роста мировых цен на нефть, что могло быть связано с сокращением добычи рядом стран, то сегодня переход отрицательной динамики в новый календарный год становится наиболее вероятным сценарием.
Объемы предложения сырьевых ресурсов на мировом рынке продолжают расти. Здесь сказываются и намерения Ирана увеличить экспорт нефти, и результаты заседания стран ОПЕК, которые приняли решение не сокращать квоту добычи. В результате нефть марки Brent торгуется на рынке за 37,5 долларов за баррель. Цена марки Urals также колеблется в этом диапазоне. Россия и Казахстан уже начинают отыгрывать это падение, которое, прежде всего, сказалось на курсах национальных валют государств-партнеров по ЕАЭС. Курс валюты Казахстана установился на уровне 331 тенге за доллар, российский рубль достиг показателя в 71 рубль за доллар.
В сложившейся ситуации официальные лица Казахстана и России дают неутешительные прогнозы на 2016 год. Так, например, Нурсултан Назарбаев уже давно дает понять государственному аппарату и населению Казахстана, что настало время урезания государственных расходов. Казахстанский экономист Олжас Худайбергенов на днях дал прогноз соотношению снижения государственных расходов и оттока капитала из страны в следующем году. При этом, по мнению эксперта, власти будут вынуждены использовать средства «заначки», а именно резервов Национального банка. В то же время, нельзя исключать того, что казахстанский финансовый регулятор вернется к политике интервенций.
Российские официальные лица также все меньше демонстрируют оптимизм в собственных прогнозах. Например, министр финансов России Антон Силуанов допускает падение цен на нефть в 2016 году ниже уровня 30 долларов за баррель. С этими положениями согласуется и политика Центрального банка РФ. Глава российского регулятора Эльвира Набиуллина сообщила о том, что Центробанк учитывает реализацию стрессового сценария макроэкономического развития.
В сложившейся ситуации евразийским экспортерам нефти придется искать новые источники экономического роста. Сырьевая модель экономики уже давно доказала свое несовершенство. Однако и диверсификацию экономики в краткосрочной перспективе полноценно провести невозможно. Астане и Москве важно сконцентрировать внимание на росте производительности. Здесь стоит отметить, что в странах ЕАЭС в последние пять лет стремительно увеличивалось число новых предприятий. Особенно в этом отношении преуспел Казахстан, где приток новых рабочих мест обеспечила программа индустриализации. Тем не менее, сегодня наступает период, при котором строительство новых предприятий кажется нецелесообразным. В этой связи и России, и Казахстану важно как можно быстрее перейти от экстенсивного развития к интенсивному.
Дополнительно, нельзя исключать и нового витка антикоррупционной политики в вышеозначенных странах, что может соотнестись с борьбой против неэффективности предприятий сектора. Это, однако, будет представлять собой вынужденный шаг, особенно в добывающей отрасли. Максимальное сокращение расходов в этом секторе станет главным фактором доходности добывающей промышленности.
Алексей Чекрыжов – эксперт ЦГИ «Берлек-Единство»