На днях, 12 декабря 2015 года, Туркменистан отметил 20-летие нейтралитета. На протяжении текущего года в стране и за рубежом прошли праздничные торжества (конференции, выставки, презентации и т.д.). По словам вице-премьера и главы МИД Туркменистана Рашида Мередова, всего за одиннадцать месяцев юбилейного года, объявленного в республике Годом нейтралитета и мира, было проведено без малого пятьсот мероприятий. В день праздника в Ашхабаде состоялась Международная конференция «Политика нейтралитета: международное сотрудничество во имя мира, безопасности и развития», в которой приняли участие главы государств и правительств, руководители ряда международных организаций, видных политических и общественных деятелей со всего мира.
Напомним, что после распада Советского Союза и провозглашения независимости Сапармурат Ниязов («Туркменбаши») принял политику нейтралитета и невмешательства в дела других стран. С 2007 года этот курс продолжил нынешний Президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов. Безусловно, обладание статусом постоянного нейтралитета предоставляет множество плюсов, нежели минусов. Ашхабад имеет отличную возможность балансировать между интересами своей республики и лидирующих стран мира, таких как Россия, Китай, Иран и США. Помимо всего прочего, позиция государства дает возможность не обременять себя большими экономическими затратами на внешнеполитическую деятельность.
Туркменистан является не единственной страной в мире, придерживающейся постоянного нейтралитета. К таковым относятся Австрия, Камбоджа, Лаос, Мальта, Швейцария. Это довольно-таки маленькие страны, которые не имеют особого статуса на международном уровне. Туркменистан же имеет довольно неплохой потенциал. Однако его нейтралитет не позволяет иметь высокие позиции на мировой политической арене. Ашхабаду нужно выйти из тени, дабы показать себя как сильную страну, которая имеет свою точку зрения по любым вопросам.
В самом Туркменистане в массмедиа активно ратуют за статус постоянного нейтралитета. Иного мнения быть и не может. Отметим, что еще со времен С. Ниязова инакомыслящие жестоко наказывались. Еще в то время в западных публикациях говорилось о фактах по нарушению прав человека, несмотря на зафиксированные в актах Туркменистана обязательства. Да и сейчас западные партнеры не упускают возможность время от времени напоминать об этом.
Именно поэтому в публикациях зарубежных изданий, в которых высказываются иные точки зрения, нежели официальная, активно критикуются местными агитгруппировками в сети «Интернет». Существуют сайты, которые только этим и занимаются, при этом приводя нелепые оправдания в пользу проводимого политического курса – нейтралитета. Порой весьма интересны данные статьи для чтения! Узнаешь много «нового»! Авторы этих статей прибегают к оскорблениям своих оппонентов и переходят на личности, потому что явно не хватает доводов и профессионализма. Проще впасть в истерическую критику личности человека, чем объективно оценить происходящие события. Здесь явно виден заказной характер публикаций, где имеет право на существование только официальная государственная позиция. Как видим, нейтралитет соблюдается не во всем!
В настоящее время геополитическая ситуация в мире, мягко говоря, нестабильная. Активизировалась группировка «Исламское государство». То и дело систематически происходят террористические акты в различных точках мира. К сожалению, в связи с проведением ИГ активной вербовочной работы экстремистские группировки пополняются новыми силами, что подвергает опасности все большее количество государств. Сможет ли в такой ситуации при возникновении возможных угроз Ашхабад придерживаться политики постоянного нейтралитета? Основной способ противодействия возможным вызовам для государства – это вооруженные силы. Поэтому с каждым годом растут военные расходы Туркменистана. Но вряд ли небольшой армии удастся противостоять масштабным террористическим группировкам.
Ряд экспертов высказывают мнение, что в Туркменистане может быть реализована стратегия «Исламского государства», которую группировка продемонстрировала при захвате Мосула в Багдаде. Таким образом рейдовые группы, используя простой рельеф местности, могут наносить удары по самым значимым точкам страны. В этой ситуации Россия и Китай равнодушными не останутся. США как всегда ограничатся обещаниями, но будут ли что-то делать? Вряд ли, учитывая их политику двойных стандартов.
Однако, стоит отметить, что при возникновении возможных угроз Туркменистан вынужден будет считаться с государственным нейтралитетом. Но сможет ли? Существует мнение, что нейтралитет себя изжил и в конце концов Ашхабаду нужно понять, что настали другие времена. Все-таки рано или поздно Туркменистану придется нарушить свой статус и определиться с возможными союзниками. Либо это Россия в лице ОДКБ, либо Штаты. Ведь невозможно в современном мире вести неоднозначную политику во внешнеполитическом курсе. Тем более изоляция страны от разного рода международных объединений не могут гарантировать национальную безопасность.
Может быть Ашхабад уже определился? В средствах массовой информации появились сведения, что Туркменистан одобрил размещение ВВС США на военном аэродроме «Мары-2». Говорится и о цене аренды приблизительно 100-200 млн долларов в год, то есть почти даром. Видимо Ашхабад пошел на такой шаг из-за газопровода ТАПИ, строительство которого откладывалось в виду сложной ситуации в Афганистане, но на днях было заявлено о начале реализации проекта. Предполагается, что обеспечивать безопасность с воздуха будут американцы. Однако, как показывает история, дружба со Штатами до добра не доводят. Перед нами последний пример – это Украина. Конечно президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов все это прекрасно понимает и не допустит «цветных революций» в своей стране и со временем поймет, кто на самом деле надежный союзник.
Руслан Хадимуллин – эксперт ЦГИ «Берлек-Единство»