
Инцидент со сбитым на сирийско-турецкой границе российским бомбардировщиком стал катализатором снижения уровня взаимодействия Турции и России. Политический кризис в отношениях явился основанием сокращения деловых контактов сторон и падения объемов экономического сотрудничества. Москва сегодня дает понять, что не оставит без внимания «пощечину» от еще вчера союзной Анкары, и ответом станут именно экономические и торговые ограничения. В правительстве пока не обозначили окончательные характер и предмет санкций, однако уже сегодня есть предварительный список товаров, ввоз которых на территорию России будет ограничен.
Для целого ряда стран ограничения, которые может ввести Москва, являются уже очередным шансом занять освободившиеся на рынках России ниши. И наибольшим потенциалом в этом вопросе обладают страны ближнего зарубежья – государства-участники СНГ и, особенно, ЕАЭС. Конечно, заместить предложения туристического рынка трудно, эту нишу, скорее всего, займут уже традиционные курортно-туристические направления. Однако остальные возможные статьи ограничений могут быть интересны для бизнеса ЕАЭС и СНГ.
Российские власти заявляют о планируемом введении ограничений на поставки некоторых видов продукции сельского хозяйства Турции. Здесь рынок России может быть восполнен усилиями ближнего зарубежья, а особенно предпринимателями стран Центральной Азии. Например, в Кыргызстане наиболее конкурентоспособными в Евразийском экономическом союзе секторами бизнеса были заявлены сельскохозяйственная отрасль и сектор легкой промышленности.
Возможно, снижение уровня экономического взаимодействия России и Турции станет как раз тем импульсом, который позволит киргизским предпринимателям выйти на самый крупный рынок внутри ЕАЭС. Примечательно, что предварительный список ограничений, выдвигаемый турецким предпринимателям, включает продукцию животноводства и молочную продукцию. Это именно те позиции, поставки которых Кыргызстан планирует нарастить на рынки соседей в рамках Евразийского экономического союза. Пока неизвестно будут ли введены какие-либо санкции в отношении занятых в текстильной промышленности предпринимателей Турции. Однако можно предположить, что эти ограничения также будут выгодны Кыргызстану, отрасль легкой промышленности которого сегодня нуждается в поддержке выхода в Казахстан и Россию.
Кроме того, для предпринимателей стран Центральной Азии (равно как и для российского бизнеса) могут быть интересны ограничения присутствия турецких компании на строительном рынке. По данным экспертов строительной отрасли, компании Турции занимают одни из лидирующих позиций в России уже более десяти лет. При этом они заняты в реализации сложных проектов. К слову, в прошлом году общий совокупный объем российских подрядов, выполняемых турецкими компаниями, почти достиг 50 млрд. рублей.
Строительный бизнес также может быть интересен резидентам стран Центральной Азии. Здесь стоит обратить внимание на Казахстан, где эта отрасль в последние двадцать лет развивается довольно стремительно. Конечно, реализуя крупнейшие республиканские проекты, Астана тоже прибегает к помощи иностранных компаний. Однако и собственные строители Казахстана уже имеют приличный опыт. Одними казахстанскими строителями рынок, конечно, не заполнить. Тем не менее, совместные усилия российских и казахстанских строительных компаний могут сформировать наиболее привлекательный и сильный пул представителей обозначенной отрасли.
Таким образом, политический и экономический кризис в отношениях Москвы и Анкары может принести убытки обеим странам. Однако если российские власти смогут в кратчайшие сроки дифференцировать поставщиков товаров и услуг освободившихся отраслей (как это было после введения ограничений в отношении европейских предпринимателей), российская экономика может нивелировать негативные последствия. В свою очередь, наибольшим потенциалом наращивания экономического присутствия на российских отраслевых рынках обладают страны Евразийского экономического союза. Можно предположить, что уже в самое ближайшее время, после официальных заявлений Москвы о введении санкций в отношении Турции, власти стран-партнеров по ЕАЭС озвучат собственные прогнозы замещения турецких компаний.
Алексей Чекрыжов – эксперт ЦГИ «Берлек-Единство»