
К сожалению, не всегда руководство той или иной страны адекватно реагирует на различного рода вызовы и угрозы. Зачастую, внешнеполитические действия, равно как и работа внутри государства, направлены не на то, на что стоило бы. Поэтому, на фоне адекватных примеров участия стран в мировых процессах, лидеры некоторых государств выглядят несколько нелогичными. Итак…
Пока российско-казахстанское сотрудничество методично углубляется по многим направлениям…Сегодня, 20 ноября 2015 года, ожидается, что Нижняя палата Государственной Думы ратифицирует межправительственное соглашение с Республикой Казахстан об условиях передачи и о порядке дальнейшего использования казахстанского узла Балхаш – элемента российской системы предупреждения о ракетном нападении (СПРН), расположенного в Карагандинской области РК. Не трудно догадаться, что российская СПРН – это гарант безопасности, как России, так и Казахстана. Поэтому соглашение по Балхашу – это очередной значимый виток в развитии позитивного и конструктивного диалога Москвы и Астаны.
Пока российско-таджикистанское сотрудничество в сфере обеспечения безопасности развивается…Пресс-служба Центрального военного округа России сообщает, что в столицу Республики Таджикистан и в находящийся неподалеку от нее полигон Ляур в скором времени будет передислоцирован 149-й мотострелковый полк 201-й военной базы РФ. ИА «Ховар» в этой связи сообщает, что это направлено на повышение боеготовности соединения и наращивание его боевого потенциала. Очевидно, что эти действия являются одним из ответов на исходящую с территории Афганистана угрозу распространения экстремистских и террористических течений, которые в последнее время действуют все активней.
Пока узбекское руководство реализует свои методы обеспечения стабильности внутри страны…В Узбекистане с 29 октября 2015 года по подозрению в связях с террористической группировкой Исламское государство (ИГ) уже задержано более 160 человек. Несмотря на предположения правозащитных организаций, считающих, что большинство из задержанных являются сторонниками или участниками международной исламской партии Хизб ут-Тахрир аль-Ислами (признана террористической только в Российской Федерации), очевидно, что Ташкент активно работает в направлении обеспечения безопасности всего Узбекистана, как внутри, так и вне границ.
И, наконец, пока руководство Афганистана запрашивает помощь у действительно компетентных в деле медиации мировых игроков…Президент Исламской Республики Афганистан А. Гани прибыл в Астану для проведения переговоров, посвященных обеспечению региональной безопасности. Стоит отметить, что переговоры будут проводиться на фоне ухудшившейся ситуации в Бадахшане, где боевики взяли под контроль часть уезда Юмгон. Экспертное сообщество полагает, что визит направлен на привлечение к решению афганской проблематики не только Казахстана, но и России, так как Астана уже для многих международных акторов стала наиболее эффективным посредником в диалоге с Москвой.
Туркменистан презентует в Азербайджане книгу о коврах, написанную Г. Бердымухамедовым.Туркменское посольство в Азербайджане провело презентацию книги «Джанлы роваят» (Живая легенда), написанной Президентом РТ Г. Бердымухамедовым и посвященной туркменским коврам.
«… Эта книга – попытка представить ковер как феноменальное явление, понять заложенные в нем истоки искусства, его красочный «лексикон», разглядеть ту творческую матрицу, которая, став плодом коллективного гения народа, пронизала собой всю национальную культуру – музыку, поэзию, зодчество, декоративно-прикладные, изобразительные искусства, определив их уникальную самобытность» - выразила свое мнение Директор Государственной библиотеки Государственного культурного центра Туркменистана Г. Сувханова.
Безусловно, туркменский ковер – это важная составляющая культурного наследия центрально-азиатского народа. Тем более, как известно, одно из первых упоминаний о нем принадлежит итальянскому путешественнику Марко Поло и датируется XIII веком. Но это ли нужно сейчас туркменскому народу? Это ли то, на что должна быть направлена работа столь незаменимой в функционировании целого государства фигуры Президента? Ведь написание целой книги – это крайне сложный труд, занимающий очень много времени.
Очевидно, официальный Ашхабад считает, что это так. Да и «эпоха могущества и счастья» спаренная с принципом «позитивного нейтралитета», судя по всему, далеко не близится к концу. По крайней мере, думается, этим руководствуются туркменское правительство. А тем временем угроза, исходящая из Афганистана, растет, и туркменско-афганская граница по-прежнему наименее защищена.
Для сравнения, Узбекистан, переживающий за свою независимость не меньше Туркменистана и не признающий военно-политические блоки, все же активно сотрудничает в сфере повышения оборонного потенциала с той же Россией на двусторонней основе.
Да, какое-то время Ашхабад довольно-таки успешно обеспечивал собственную безопасность на «договорной» основе. Но это было тогда, когда договариваться было необходимо с Талибаном. Теперь же угроза исходит от Исламского государства, террористической организации, которая не щадит ни стариков, ни женщин, ни детей. И если они все же решат двигаться дальше, через Туркменистан, общемировые культурные ценности, принадлежащие туркменскому народу, будут разрушены точно так же, как и святыни Ислама в Пальмире. Поэтому на данный момент, вопрос состоит в том, когда Ашхабад признает невозможность обеспечения сохранности своего культурного наследия без привлечения сторонней помощи. Это будет действительно адекватная реакция на угрозу извне. Лишь бы поздно не было.
Булат Мурзагалеев – эксперт ЦГИ «Берлек-Единство»