
В ходе недавнего заседания правительства Казахстана глава государства вновь напомнил чиновникам о важности сокращения государственных расходов. Нурсултан Назарбаев обратил внимание на то, что государственные органы не справились с решением многих поставленных задач, однако заметил, что это обусловлено, прежде всего, кризисными внешнеконъюнктурными факторами и несовершенством структуры экономики страны. По словам Лидера нации, республиканские ведомства в Казахстане пока не справляются с реализацией государственных программ, а также зачастую опускают экономическую составляющую собственных инициатив.
В качестве отрицательного фактора Нурсултан Назарбаев также обозначил и неэффективность Евразийского экономического союза для экономики Казахстана: «У нас же ЕАЭС, и, кстати, он не должен наносить нам ущерб. В таких же условиях Европейский союз – кое-какие страны говорят о закрытии своих границ. То есть интересы государства, экономики каждой страны важнее всего. Надо иметь это в виду».
Здесь речь идет о корреляции курсов российского рубля и казахстанского тенге, и последующем снижении конкурентоспособности некоторых видов казахстанской продукции на общем рынке ЕАЭС. Помимо этого, на экономику Казахстана косвенно повлияли и антироссийские санкции. После введения Москвой ответных ограничительных мер, Астана имела возможности замещения освободившихся позиций на рынке России. Однако казахстанские предприниматели были к этому не готовы, после чего рынок РК пострадал и от розничного ввоза российской продукции самими казахстанцами (например, на короткий период встала машиностроительная отрасль страны).
Слова Нурсултана Назарбаева можно трактовать как особое поручение правительственным ведомствам. Государственный бюджет Казахстана недавно пережил уже второй секвестр. Однако этим режим всеобщей экономии не ограничивается. Стоит ожидать сокращения расходов во всех отраслях национальной экономики. Единственное, за что власти Казахстана все еще борются, так это социальный сектор. К слову в этом есть и политическая составляющая, так как социальные риски в сложившейся кризисной ситуации наиболее опасны. Нельзя также исключать возможности перехода страны с трехлетнего бюджета на ежегодный по примеру России. Гибкость государственного бюджета, принимаемого каждый год, могла бы способствовать преодолению кризиса.
Исходя из заявлений Нурсултана Назарбаева, можно предположить, что Астана готова пойти на ограничение поставок некоторых видов продукции партнеров по ЕАЭС. К слову, подобные ограничения Казахстана по поставкам товаров отрасли сельского хозяйства в этом году уже успели назвать «торговыми войнами» сторон. Все это, тем не менее, не является основанием для негативной оценки эффективности Евразийского экономического союза. Возможность введения торговых ограничений обусловлена нестабильностью финансовых систем стран региона, что в свою очередь является следствием отрицательной динамики мировых цен на сырьевые ресурсы. В Астане вовсе не собираются отказываться от экономического сближения в рамках евразийской интеграции. В стране осознают долгосрочность интеграционных процессов. Никто не отрицает и того, что ЕАЭС предполагает не только свободный доступ товаров на общий рынок нескольких стран, но и сближение на всех уровнях экономики. В этой связи, заявления главы Казахстана можно расценивать, прежде всего, как поручение правительственным органам, касающееся необходимости введения режима экономичного расходования средств, но никак не отказ от региональной интеграции и интенсификации взаимодействия с соседями.
Алексей Чекрыжов – эксперт ЦГИ «Берлек-Единство»