Пока новый глава Национального банка Казахстана Данияр Акишев приступает к работе, в стране формируются новые реалии финансовой системы. Это обусловлено недавней экстренной корректировкой курса национальной валюты, на что власти идут уже второй раз за полтора года. В начале текущей недели курс доллара в Казахстане достиг 308 тенге. В это же время в правительстве в очередной раз пересмотрели бюджет страны на 2016-2018 гг., заложив в финансовый документ курс доллара в размере 300 тенге. Нестабильность на финансовом рынке страны стала вторым по значимости фактором снижения государственных расходов после колебаний мировых цен на сырьевые ресурсы. По этой же причине все резиденты Казахстана, в особенности экономически активное население и бизнес, сегодня вынуждены подстраиваться под постдевальвационный Казахстан.
Для населения Казахстана прошедшая девальвация стала основанием для того, чтобы «потуже затянуть пояса». В то же время высокопоставленные чиновники, как и глава государства, дают понять, что экономическая политика страны будет направлена на максимальную поддержку социального сектора. В качестве примера можно привести инициативы по индексации вкладов в тенге, что планируется реализовать за счет средств Национального фонда. В свою очередь большинство населения Казахстана беспокоят процессы постдевальвационного ценообразования, так как после снижения курса тенге на рынке может вырасти число недобросовестных, завышающих цены предпринимателей.
Работодатели также стремятся снизить социальные риски, и говорят о возможностях индексации заработных плат. Разумеется, повысить уровень дохода собственных сотрудников готовы далеко не все. Прежде всего, под удар попадают трудовые мигранты, работающие на территории Казахстана. Уже сегодня часть мигрантов (в основном из ближайших стран Центральной Азии) заявляет о планах трудоустройства на родине. Ситуацию усугубляют и аналогичные казахстанским явления в экономике России. Именно эти два государства служат основными направлениями трудовой миграции в регионе.
Стоит отметить, что плоды корректировки курса национальной валюты полноценно можно будет оценить несколько позже. Многие в Казахстане опасаются того, что девальвация не достигнет заявленных государством целей. К слову, выиграть от снижения курса национальной валюты должны представители бизнеса. Совсем недавно субъекты предпринимательства жаловались на то, что российская продукция выигрывает конкурентную гонку. Это было обусловлено недавним снижением курса рубля, и как следствие, стоимости российских товаров на общем рынке Евразийского союза. Можно предположить, что то, как казахстанский бизнес воспользуется постдевальвационным периодом в экономике, будет являться индикатором его эффективности. Иными словами, у бизнеса Казахстана сегодня практически не осталось отговорок низкой конкурентоспособности в рамках Евразийского экономического союза.
Таким образом, девальвация в Республике Казахстан несет собой как позитивные возможности, так и определенные риски. Разумеется, наиболее сильно стрессовым факторам подвержено население. Здесь особенно важно, что государство при этом не отказывается от поддержки уязвимых секторов. При эффективном подходе к социальной защите последствия девальвации в Казахстане могут быть практически не ощутимы. С другой стороны, действующий курс тенге может оказаться выгодным для предпринимателей, ориентированных на экспорт. Сегодня, когда шоковое состояние резидентов экономики прошло, вышеозначенные факторы станут основополагающими в режиме перехода к новым реалиям.
Алексей Чекрыжов – эксперт ЦГИ «Берлек-Единство»