
По сообщению пресс-службы главы Казахстана, Нурсултан Назарбаев накануне подписал закон о регламентации государственно-частного партнерства, а также закон о «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственно-частного партнерства». Согласно сообщению Акорды, законодательные акты приняты главой государства в рамках реализации пяти институциональных реформ, или «100 конкретных шагов», которые были заявлены в этом году в качестве нового «плана нации».
Подписание этих нормативно-правовых актов не означает, что до этого времени в Казахстане не развивался институт государственно-частного партнерства. Его развитие берет свое начало с момента обретения страной суверенитета. Однако несовершенство регулирующих ГЧП законодательных норм в Казахстане, как и на всем постсоветском пространстве, явилось следствием неэффективности модели государство-бизнес.
На протяжении длительного времени большая часть взаимодействия бизнеса и государства основывалась на механизме концессии. При этом государственный закон о концессиях был принят только в 2006 году с целью привлечения в отрасль недропользования иностранных инвестиций. Изначально под концессионными взаимоотношениями между государством и бизнесом понимались предоставление имущества, земельных и иных ресурсов в аренду. Впоследствии в ходе трансформации законодательства и экономического развития Казахстана, нормы концессионных соглашений также претерпели изменения.
Астана за последние несколько лет предприняла значительный рывок в формировании позитивного бизнес-климата. Конкретизация законодательных норм о государственно-частном партнерстве уже напрашивалась. Аналогичный закон совсем недавно был принят и в России, где до этого деятельность субъектов ГЧП регламентировалась законодательство субъектов федерации. При этом оба государства уже опробовали систему привлечения бизнес-резидентов в финансирование крупнейших проектов государственного значения. В России ярким примером взаимодействием государство-бизнес можно назвать проведение олимпийских игр, в Казахстане – возведение инфраструктурных объектов ЭСПО-2017.
Учитывая примерно одинаковые сроки принятия законов о регламентации института ГЧП, можно говорить о том, что в государствах Евразийского экономического союза сегодня протекают процессы унификации законодательства. Государственно-частное партнерство являются одним из тех институтов, который в режиме работы в едином экономическом поле должен стать своеобразным индикатором интеграционных процессов. Например, об эффективности экономической интеграции многое может рассказать уже само количество бизнес-резидентов одной страны, которые функционируют на территории другого государства ЕАЭС.
Кроме того, унификация законодательства в сфере ГЧП будет способствовать либерализации деятельности инвесторов внутри экономического пространства. Однако при этом важно проработать адекватные механизмы функционирования в едином поле, которые не создадут барьеры для инвесторов не входящих в Евразийский экономический союз государств. Конечно, сегодня крупные компании одного участника и так могут беспрепятственно работать на территории других государств ЕАЭС. Однако доля малого и среднего бизнеса при этом незначительна. В случае принятия единых норм работы в режиме ГЧП, относительно небольшие организации также смогут нарастить свое присутствие на рынках соседей.
Алексей Чекрыжов – эксперт ЦГИ «Берлек-Единство»