
Экономисты и официальные лица Республики Казахстан уделяют все больше внимания институту исламского финансирования. Например, экс-клава Национального банка Кайрат Келимбетов еще до своего ухода с этого поста говорил о существующих планах увеличения доли исламского финансирования в казахстанской банковской системе до 10%. Действующий закон об исламском финансировании был принят еще в 2009 году. На сегодняшний день доля присутствия исламского банкинга в секторе едва достигает 1%, при среднемировом показателе 17%. Для Казахстана этот уровень признается довольно низким, в связи с чем можно утверждать, что такая модель ведения банковского дела в стране практически не используется.
Частичное внедрение исламской системы делового финансирования, которое ведется по нормам шариата, обусловлено не только тем, что 70% населения Казахстана составляют мусульмане. Дело в том, что исламское финансирование является хорошим и открытым коммерческим инструментом, который имеет большой потенциал использования в сфере привлечений инвестиций, в том числе и инфраструктурных. В модели исламского банкинга к деньгам относятся не как к товару (в отличие от классической модели), а как к средству инвестирования. Стоимость денег при этом выражается не через временную стоимость, а посредством конечной прибыли.
Ожидаемо, большая часть исламских активов приходится на страны Персидского залива, Турцию, Малайзию. Однако долю исламского финансирования наращивают не только восточные государства. Например, Великобритания заявляет о намерениях формирования «западного хаба» исламского финансирования с подключением региональных центров в Малайзии и Бахрейне. Иными словами, в участии в такой модели финансовой системы заинтересованы не только исламские страны, но и многие западные государства.
Существует мнение, что процессы внедрения исламского банкинга в Казахстане тормозятся по причине несоответствия законодательства страны шариатским нормам. К тому же, несмотря на то, что большинство населения исповедует ислам, Казахстан является светским государством. Однако как показывает практика стран Запада, вышеозначенные факторы не являются барьерами для продвижения исламской модели.
Мировой опыт показывает, что исламское финансирование обладает большой привлекательностью с точки зрения возможностей привлечения к рынку банковских услуг нового среза клиентов, а также продвижения инвестиционных проектов. Исследования экономистов дают основания полагать, что институт исламского банкинга сегодня может использоваться любыми классическими банками с позиции предложения новых продуктов (соответствующих религиозным нормам).
Казахстан в политике наращивания присутствия исламской модели в банковском секторе избрал выигрышный сценарий. Так, например, на базе Международного финансового центра «Астана», открытие которого запланировано на 2017-2018 гг. будет сформирован отдельный исламский финансовый хаб. После проработки законодательных норм, база МФЦА позволит привлечь иностранные коммерческие институты, которые заинтересованы в продвижении продуктов исламского банкинга. С другой стороны, официальные лица страны говорят о разработке программы по включению в систему исламского финансирования традиционных банков, в которых будут открыты «исламские окна». Такие программы позволят включить в перечень соответствующих религиозно-этическим нормам услуг ипотечное кредитование, депозиты, а также распространить исламские страхование и лизинг, которые уже присутствуют на рынке Казахстана. Не исключено, что продвижение исламского финансирование Астаной привлечет не только отечественных клиентов, но и мусульман стран Центральной Азии и России, что в режиме ЕЭП не составит труда.
Алексей Чекрыжов – эксперт ЦГИ «Берлек-Единство»