
Складывающаяся ситуация на границе Центральной Азии с Афганистаном вызывает все большую обеспокоенность. Так, в средствах массовой информации появились сведения, что ожесточенные бои между правительственными войсками Афганистана и боевиками движения «Талибан» разгорелись в уездах Ходжагор и Ходжа Баховуддин провинции Тахор, которая граничит с Хатлонской областью Республики Таджикистан. К тому же пресс-секретарь главы данной провинции Суннатулло Темур в беседе с Радио Озоди 30 октября 2015 года подтвердил, что бои приближаются к приграничным с Таджикистаном кишлакам. Отметим, для того чтобы снять угрозу с таджикско-афганской границы нужно сначала уничтожить боевиков в уездах Ходжагор и Ходжа Баховуддин, а потом можно будет освободить центр уезда Даркад, находящийся на данный момент под контролем талибов. Следовательно, движение «Талибан», в том числе и другие террористические группировки, продолжают угрожать национальной безопасности стран Центральной Азии. Поэтому единственным действенным способом в борьбе с боевиками являются совместные действия.
Напомним, что еще в Сочи во время октябрьской встречи президентов России и Таджикистана Э. Рахмон заявил: «Обстановка, ситуация в Афганистане ухудшается с каждым днем. Практически идут боевые действия на протяженности более 60 процентов границы, напротив таджикской стороны, сопредельных стран. Нас это очень настораживает, поэтому хотел бы сегодня в ходе нашей встречи обсудить вопросы именно обеспечения безопасности в регионе». Конечно, постоянные бои между экстремистскими группировками и национальными войсками на сопредельной афганской территории дают повод для беспокойства. В этой связи кажутся уместными и предложения о возвращении российских пограничников для патрулирования таджикско-афганской границы. В прошлом наработанный опыт может явно пригодится в нынешних условиях. К тому же предложения некоторых экспертов расширить контингент и техническое оснащение российских военных баз в Таджикистане становится актуальным. Учитывая то, что республика является членом ОДКБ, данная мера кажется вполне реализуемой и оправданной. В то же самое время требуется и модернизация системы охраны таджикско-афганской границы, которая в принципе осуществляется благодаря помощи России, но еще предстоит проделать огромную работу: обновить устаревшую инфраструктуры, установить сигнализационные ограждения, современные средства наблюдения.
Кстати, в регионе ощущается общая напряженность, хотя некоторые лидеры республик внешне и пытаются не проявлять свою обеспокоенность, но реакция на определенные высказывания свидетельствуют об этом. Тогда как объяснить протест со стороны Ашхабада заявлению Нурсултана Назарбаева о своей озабоченности из-за ситуации на туркмено-афганской границе, сделанному на совместном брифинге с Владимиром Путиным во время Совета глав государств СНГ. Туркменистан в официальных заявлениях отмечает, что у них все спокойно. Но почему? Неужели явная угроза со стороны экстремистских группировок собственной безопасности не вызывает тревогу у самого Ашхабада. Или это ложное спокойствие? Ведь, исходя из последних внешнеполитических действий руководства республики, понятно, что оно уже не надеется на свой статус постоянного нейтралитета.
Известно, что Ашхабад в течении нескольких месяцев наблюдает за обострением ситуации на туркмено-афганской границе. Исходя из данных новостных сообщений, к такой ситуации привели ночные полеты вертолетов без опознавательных знаков, которые перевозят экстремистов с юга Афганистана на север и доставляют им грузы. В результате в граничащей с Туркменистаном провинции Фарьяб увеличилась концентрация боевиков экстремистских организаций «Талибан», «Аль-Каида», «Исламское государство». Некогда спокойный район стал новым очагом напряженности.
Учитывая постоянные перестрелки на туркмено-афганской границе, складывается впечатление, что бандформирования прощупывают границу в поисках слабых мест для подготовки вторжения. Причем следующим тревожным звоночком для властей республики стал захват боевиками Кундуза. Поэтому к настоящему времени в результате передислокации вооруженных сил Туркменистана вдоль туркмено-афганской границы сконцентрировано около 70 процентов боеспособной техники.
Между прочим, и другими государствами Центральной Азии предпринимаются всевозможные меры для сохранения своих национальных интересов. Так, о сложной ситуации в Афганистане говорили и на очередном заседании Совета глав государств СНГ (Азербайджан, Армения, Белоруссия, Кыргызстан, Россия, Таджикистан, Узбекистан). Понятно, в связи с последними событиями на северо-восточной границе Исламской Республики Афганистан возрастает актуальность сотрудничества в противодействии международному терроризму и в рамках СНГ, так как в рядах «Исламского государства» и других террористических организаций воюют 5-7 тысяч выходцев из стран Союза. Как ранее подчеркнул Президент Российской Федерации: «Мы не можем допустить, чтобы они полученный сегодня в Сирии опыт позднее применяли бы у нас дома. … Нам важно быть готовыми согласованно реагировать на такой сценарий». Безусловно, только совместная деятельность в рамках ОДКБ, Антитеррористического центра СНГ и укрепление взаимоотношений в сфере пограничного сотрудничества смогут обеспечить безопасность центрально-азиатских государств.
Руслан Хадимуллин – эксперт ЦГИ «Берлек-Единство»