
Исторически территория Центральной Азии является местом пресечения интересов различных государств. Тем более с учетом сложившейся сложной ситуации на севере Афганистана граничащему с ним Центрально-Азиатскому региону уделяется пристальное внимание.
Недавно завершился турне Премьер-министра Японии Синдзо Абэ по странам Центральной Азии. В поездке его сопровождали 50 представителей крупнейших японских компаний, которые намерены были инвестировать в проекты региона, а затем получать хорошие дивиденды. В средствах массовой информации целью визита обозначали дальнейшее укрепление отношений со странами Центрально-Азиатского региона. Богатые природными ресурсами республики могут использоваться Японией для диверсификации поставок энергоресурсов, одним словом, японский бизнес заинтересован в получении доступа к энергетическим объектам. Немаловажным является и то, что визит направлен на сдерживание растущего влияния Китая, который в рамках своей новой стратегии «Экономического пояса Шелкового пути» пообещал увеличить инвестиции в регион.
Напомним, что у Токио для укрепления отношений с республиками есть площадка для обсуждения политических, экономических общерегиональных вопросов – форум «Центральная Азия плюс Япония». Но переговоры на высшем уровне с каждой страной по отдельности должны продемонстрировать новую инициативу Токио, направленную на консолидацию связей между государствами региона, где сама Япония будет выступать как внешняя сила, стимулирующая интеграционные процессы. При этом участие центрально-азиатских республик в других объединениях, как ШОС, ЕАЭС, мягко говоря, раздражает Токио и требует укрепления японских позиций.
Более того, попытка военно-политического союзника Японии в лице США укрепить свои позиции в Центрально-Азиатском регионе вынуждает к принятию более активных действий. Задача японской делегации – это продвижение интересов Токио, направленных на получение доступа к природным ресурсам республик. Нужно учитывать то, что Япония полностью зависит от импорта энергоносителей (сжиженного природного газа, угля, нефти), большую часть которых покупает из стран нестабильного Ближнего Востока, а также из Ирана. Налаживание сотрудничества в этой сфере способствовало бы содействию в обеспечении энергетической безопасности Японии. С одной стороны, снизилась бы зависимость Токио от ядерной энергетики, с другой – при попытке реанимировать атомную энергетику страны понадобится уран, который есть у республик Центральной Азии. К тому же, наряду с указанными аспектами Японию интересуют вопросы безопасности. В связи с этим можно отметить слова бывшего главы МИД страны Ё. Кавагути: «Центральноазиатские государства расположены в центре континента, и стабильность в них непосредственно влияет на мир и стабильность во всей Евразии, а также и в Японии. Кроме того, Центральная Азия очень богата природными ресурсами, в том числе нефтью и газом, что имеет большое значение для стабилизации поставок энергоносителей на мировой рынок».
Некоторые аналитики говорят, что углубление сотрудничества Японии с центрально-азиатскими республиками позволит последним маневрировать между ключевыми игроками в регионе. Тем более что крупные державы обеспокоены ситуацией, связанной с активизацией различных террористических и экстремистских группировок на севере Афганистана. Но, скорее всего, альтернативу России и Китаю Токио в Центрально-Азиатском регионе составить не сможет. Российская Федерация кроме экономической помощи, в том числе и в рамках ЕАЭС, оказывает большинству стран региона и безвозмездную военную, являясь своего рода щитом от любых внешних угроз, исходящих в последнее время и от радикальных группировок. Пекин в свою очередь инвестировал в экономику центрально-азиатских республик огромные средства. Токио при всем своем желании не сможет предложить даже равнозначные финансовые вливания. Видимо Япония пытается действовать в рамках своего союза с США, где ее роль заключается в виде послушного инструмента Вашингтона в попытке укрепить свои позиции в Центрально-Азиатском регионе.
Руслан Хадимуллин – эксперт ЦГИ «Берлек-Единство»