
По сообщению пресс-службы Акорды, на встрече с премьер-министром Каримом Масимовым президент Казахстана заявил о сокращении доходов бюджета на 40%. Нурсултан Назарбаев отметил необходимость усиления антикризисной работы правительства, обозначив несколько основных целей и задач, которые госаппарат должен решить при реализации экономической политики в условиях кризиса. По мнению главы государства, сегодня кризисные явления только усиливаются, и прогнозировать кардинального улучшения ситуации не стоит: «Наступает настоящий кризис – более сильный, чем в 2007-2009 годах. В связи с этим поручаю Правительству провести анализ, составить план антикризисной работы, определить необходимые меры и довести до населения».
Нурсултан Назарбаев, заявляя конкретные задачи перед правительством, также задал определенный вектор дальнейшего функционирования экономики Казахстана. В режиме внешнего давления и внутренних кризисных явлений важнейшей функцией государства остается сохранение социального уровня. Стоит отметить, что рост социально-экономического благополучия граждан при современной конъюнктуре практически невозможен. В связи с этим государству предстоит провести работу по сохранению уровня жизни населения прошлых лет, при этом минимизировав риски возникновения новых кризисных факторов.
Снижение доходов бюджета на 40% обусловлено падением цен на энергоносители. Помимо этого, не демонстрируют роста и мировые цены на другие позиции экспорта Казахстана, что, в свою очередь, явилось предпосылкой отрицательной динамики объемов промышленного производства. В данном контексте значимым представляется запрет главы государства на использование средств Национального фонда на строительство новых предприятий и субсидирование существующих неэффективных. Однако это решение не означает торможение процессов индустриализации. Скорее, решение главы государства можно объяснить необходимостью оптимизации и обеспечения эффективности уже существующих предприятий промышленности. Последние меры поддержки отечественных производителей в некоторой степени создали иждивенческое отношение ряда предприятия, и действие этого эффекта в условиях кризиса можно минимизировать.
Другой стороной медали при внедрении режима «всеобщей экономии» является ситуация в среде малого и среднего предпринимательства. Довольно большая доля субъектов МСБ остается завязана на государственные и квазигосударственные компании, являющиеся бюджетообразующими. При всей государственной поддержке сектора малого и среднего бизнеса в Казахстане, в режиме кризиса в экономике субъекты предпринимательства относятся к верхним строчками зоны риска. В этой связи можно ожидать приостановления процессов содействия росту предпринимательства. Не исключается, что сегодня субъекты МСБ Казахстана постепенно переходят к режиму реального конкурентного функционирования без донора в лице государства.
Тем не менее, несмотря на введение режима всеобщей экономии, в Казахстане заявлены планы по повышению объемов промышленного производства. Власти страны не отказываются и от реализации новой экономической политики «Нурлы Жол». В этой связи можно предположить, что Астана намерена использовать кризисные явления в качестве площадки для перехода от экстенсивного развития к интенсивному. Форсированное наращивание производственных мощностей – мероприятие довольно затратное. В результате реализации программ ФИИР, в Казахстане появлялись абсолютно новые предприятия, которые практически не используют вновьсозданные мощности. Не исключено, что именно эти площадки выступят плацдармом интенсивного развития. Однако для воплощения этих идей в жизнь важно имплементировать в процессы промышленного производства незанятую часть населения, особенно в условиях риска роста безработицы.
Алексей Чекрыжов – эксперт ЦГИ «Берлек-Единство»