
Среди предпринимателей Кыргызстана сегодня распространен пессимистичный прогноз развития торговли с соседними странами и партнерами по Евразийскому экономическому союзу. Бизнесмены отмечают некоторый спад оборота товаров и денег и, как следствие, замедление торговых процессов. Не так давно вышеозначенные проблемы были озвучены предпринимателями и официальными лицами Кыргызстана в Бишкеке в ходе IV Кыргызско-российского межрегионального форума, в котором также принимали участие главы субъектов России (Республики Башкортостана, Оренбургской, Саратовской, Новосибирской областей). Стороны отметили, что интеграция Кыргызстана в Евразийский экономический союз вызвала ряд сложностей в режиме торговли с соседями, однако большинство из них имеют временный характер и вызваны степенью неподготовленности участников рынка к новым нормам.
За минувшие полгода 2015 года показатель взаимной торговли Кыргызстана и Казахстана снизился на 20%, и составил 468 млн. долларов против аналогичного показателя прошлого года – 599,5 млн. Несмотря на то, что таможенный режим между государствами либерализован с учетом норм Евразийского экономического союза, на границе Кыргызстана и Казахстана скапливаются очереди грузоперевозчиков. Это обусловлено нерасторопностью таможенных служб, которые оказались не готовы к увеличению товаропотока. Кроме того, Астана недавно ограничила поставки ряда продукции отрасли сельского хозяйства кыргызских предпринимателей. В медиапространстве успели назвать эти процессы «торговыми войнами», однако ограничения были введены Астаной ввиду опасений санитарной небезопасности продукции Кыргызстана.
Тем не менее, самой большой проблемой для кыргызстанских предпринимателей является, безусловно, замедление темпов роста экономик Казахстана и России. На крупные рынки соседей по Евразийскому экономическому союзу представители легкой и текстильной промышленности традиционно поставляли сырье и товары для швейного производства. Однако многие считают, что некоторый спад обусловлен барьерами ЕАЭС, препятствующими реэкспорту товаров из Китая. Так или иначе, замедление темпов торговли на этом рынке негативно влияет на многих предпринимателей Кыргызстана, и этот сектор является одним из первых в очереди на государственную поддержку.
Помимо того, что на уже сложившиеся экономические связи российских, казахстанских и кыргызстанских предпринимателей влияют кризисные явления, есть и внутренние факторы, которые мешают Бишкеку использовать потенциал ЕАЭС в полном объеме. Дело в том, что резиденты России и Казахстана уже вошли на рынок Кыргызстана, а обратных процессов пока не наблюдается. Евразийский экономический союз предоставил участникам внушительные возможности поддержки собственных предпринимателей. И если Астана и Москва этим воспользовались, то в Кыргызстане объемы поддержки отечественного бизнеса не удовлетворяют требованиям конкурентного рынка ЕАЭС.
Ситуацию призван исправить Российско-Кыргызский Фонд развития, который был учрежден сторонами с целью содействия переходу Кыргызской Республики к нормам Евразийского экономического союза. Официальные лица не раз говорили о том, что значительная часть средств фонда будет направлена именно на поддержку бизнеса. Месяцем ранее первые кредиты
Фонда развития получили семь предприятий. Разумеется, это только начало, однако одного субсидирования и кредитования предпринимательства может оказаться недостаточно. Для выхода конкурентоспособного бизнеса Кыргызстана на рынок ЕАЭС необходимы и другие виды государственной поддержки. Это может быть и определенные послабления в режиме налогообложения или иная институциональная поддержка. Ожидается, что объемы присутствия кыргызстанских предпринимателей на общем рынке ЕАЭС будут только расти, однако в долгосрочной гонке бизнеса можно выиграть только за счет установления высокой планки качества и стоимости предлагаемой продукции. Бизнес, который стремится занять открытый рынок к таким переменам готов, однако предпринимателям нужен симбиоз государства и бизнеса.
Алексей Чекрыжов – эксперт ЦГИ «Берлек-Единство»