
На минувшей неделе в ходе X Евразийского форума KAZENERGY Министр Евразийской экономической комиссии по энергетике и инфраструктуре Таир Мансуров сообщил общественности о планах участников ЕАЭС по созданию единого рынка энергоресурсов. Первым и самым логичным этапом при этом представляется создание общего для участников ЕАЭС электроэнергетического рынка. Концепция его формирования была подписана в мае этого года. Сегодня, по словам представителя ЕЭК, ведется работа по разработке аналогичной концепции объединения рынка газа, нефти и нефтепродуктов. Министр Евразийской комиссии сообщил, что упомянутые документы могут быть представлены высшему органу ЕАЭС (главам государств-участников) уже в декабре этого года.
Полгода назад среди участников Евразийского экономического союза еще были вопросы касательно порядка формирования общих рынков. Так, например, Минск настаивал на первоначальном создании единого рынка газа. Это обусловлено тем, что Белоруссия стремится закупать газ не только в России, но и в Казахстане. Такое возможно в случае сближения внутренних цен на газ среди участников интеграционной организации.
Несмотря на внедрение понятия «общий рынок», никто не отменял инструментарий экспортных пошлин. В случае прямого допуска казахстанского газа в Белоруссию посредством российской инфраструктуры, стороны должны согласовать режим распределения пошлин между Россией и Казахстаном. Подобная проблема недавно возникала и между Минском и Москвы при согласовании поставок нефтепродуктов и сырья соответственно.
Пример показывает, что стороны не готовы к формированию общего рынка газа, нефти и нефтепродуктов, и этому должны предшествовать подготовительная работа.
На сегодняшний день стороны определили сроки интеграции рынков. Из вышеперечисленных первым должен заработать единый электроэнергетический рынок участников. В концепции объединения отражено, что общий энергорынок должен быть образован до 1 июля 2019 года. Относительно сжатые сроки перехода к общему режиму обусловлены наличием технологических возможностей. Страны-участники ЕАЭС располагают линиями электропередач и другой инфраструктурой, оставшейся от СССР.
Значимо, что при формировании общего электроэнергетического рынка планируется использование спот-модели, при которой учитываются все существующие модели государств-участников. Это будет влиять не только на жизнь населения стран ЕАЭС, но и на все процессы перераспределения товаров и услуг. Дело в том, что в конечную стоимость продукта включены все промежуточные издержки, в том числе и затраты на электроэнергию. При выравнивании цен на электроэнергию режим конкуренции производителей в рамках ЕАЭС будет более состоятелен и эффективен. Трудности неизбежно возникнут с присоединением к единому электроэнергетическому рынку Армении, которая не имеют общих границ с другими участниками интеграционного объединения.
Если формирование единого электроэнергетического рынка проходит спокойно и гладко за счет того, что страны располагают международными транзитными линиями, то с интеграцией по газу, нефти и нефтепродуктам будет сложнее. Этим и обусловлены сроки объединения. Представители ЕЭК говорят о том, что единый рынок энергоресурсов будет сформирован лишь к 2025 году. Однако, учитывая сложности согласования режима отчислений участникам, можно сказать, что сроки также весьма сжаты. Можно полагать, что первоначальные инструменты распределения будут закреплены в концепциях интеграции, которые будут предложены до декабря этого года.
Алексей Чекрыжов – эксперт ЦГИ «Берлек-Единство»