
Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев на этой неделе находится с рабочим визитом в Китае. В качестве основных вопросов встречи стороны заявляют обсуждение совместных инвестиционных проектов, а также продвижение программ Экономического пояса Шелкового пути и казахстанских проектов в рамках новой экономической политики «Нурлы Жол». Экспертное сообщество отмечает, что глава Республики Казахстан направился в Пекин в поиске новых источников финансирования и инвестиций в проекты Астаны. Как отмечается, основной акцент встречи будет принадлежать сфере инновационного и индустриального развития Казахстана.
Поднебесную, ожидаемо, интересуют ресурсы соседа, и расширение потенциала и путей их импорта. Одна из крупнейших в мире китайская энергетическая корпорация CNPC в этом году должна войти в число Совета иностранных инвесторов при президенте Казахстана. Это означает, что Пекин намерен интенсифицировать сотрудничество в области энергетики, при этом рассматривая потенциал транспотно-логистических проектов Астаны в качестве возможностей для наращивания поставок. Особым пунктом в переговорах уже стало заявление китайской компании о строительстве на территории Казахстана завода по производству труб большого диаметра для нефтегазовой индустрии. Кроме того, по словам Нурсултана Назарбаева, совместными с Китаем усилиями ведется работа по модернизации ряда основных объектов нефтегазовой отрасли Казахстана. Речь идет о Шымкентском нефтеперерабатывающем заводе и инфраструктуре месторождения Кашаган.
Китай имеет общие границы с двумя крупнейшими экспортерами нефти и газа региона – с Казахстаном и Россией. Последние уже давно отмечают, что основными интересами Пекина являются именно сырьевые ресурсы. В этой связи замедление темпов роста экономики Китая у его нефтегазовых экспортеров вызывают серьезные опасения. Конечно, представители Поднебесной дают понять, что спрос на сырье в их стране до сих пор не падает, однако, по мнению аналитиков, сегодняшний спад в экономике Китая скажется в будущем.
В результате Астана и Москва оказались в схожем положении. Мировые цены на углеводороды падают, по причине чего для сохранения существующего уровня доходов отрасли важно нарастить экспорт сырья. С другой стороны экономики крупнейших импортеров российской и казахстанской нефти переживают экономический спад, и дальнейшее увеличение объемов импортируемой ими нефти под вопросом. Некоторые даже ставят под сомнение предстоящую реализацию крупнейших российско-китайских проектов поставок газа («Контракт века»).
Тем не менее, решение возникшей проблемы существует, хотя и кажется парадоксальным. Экономики России и Казахстана до сих пор являются «сырьевыми», что никто не отрицает. По этой причине самую важную статью доходов бюджетов этих стран придется поддерживать. Иными словами, можно ожидать, что казахстанские и российские недропользователи получат ряд льгот для предупреждения падения их, а значит и государственных, доходов. Конечно, никто не забывает и о необходимости диверсификации экспортно-сырьевых экономик вышеуказанных стран, однако такие меры традиционно являются долгосрочными.
Некоторые скептики полагают, что разработка новых месторождений, как и наращивание добычи нефти и газа на существующих, при современной внешней конъюнктуре невозможна. Однако без этого экономикам России и Казахстана пока не выжить. Китай в этом плане представляет собой стабильного импортера нефтегазовой продукции участников Евразийского экономического союза. К тому же, Пекин вряд ли откажется от гонки за звание «первой экономики», в связи с чем бояться сокращения закупок Поднебесной российского и казахстанского сырья все же не стоит.
Алексей Чекрыжов – эксперт ЦГИ «Берлек-Единство»