Туркменистан является одним из ключевых игроков на газовом рынке в Каспийском регионе и Центральной Азии. Наиболее значительная часть потенциальных ресурсов (70%) страны приходится на природный газ. Туркменистан по величине доказанных запасов газа занимает четвертое место в мире. В свое время республика получила официальное подтверждение, что ее газовое месторождение Южный Иолотань – второе в мире после иранско-катарского Парса. Статус Туркменистана как крупнейшей энергетической державы подтвердило еще одно месторождение «Галкыныш» (Марыйская область), оценка запасов которого в соответствии с международной системой классификации составила 21,2 триллиона кубометров.
Страна стремится значительно расширить выход на международный газовый рынок, чтобы максимально эффективно использовать свои природные ресурсы. Еще в 2010 году началась реализация общегосударственного проекта развития газотранспортной инфраструктуры страны – газопровода «Восток-Запад». Газопровод с пропускной способностью газовой магистрали 30 миллиардов кубометров в год, планируемой длиной 773 км (по некоторым источникам почти 1000 км) и стоимостью 2 млрд долларов должен объединить основные газовые месторождения Туркменистана, расположенные на востоке страны, с западными районами и Каспийским морем для возможности создания замкнутой газотранспортной системы в стране и транзита значительных объемов газа как в восточном, так и в западном направлениях. Финансирование проекта осуществляется государственным концерном «Туркменгаз», а сооружают подразделения концерна «Туркменнебитгазгурлушык». Туркменистан богат природным газом, но в тоже время газ реализовать непросто, страна не имеет прямого выхода к потребителям газа.
Перед началом строительства трубопровода интрига состояла в том, куда именно Туркменистан, как основной экспортер газа из стран СНГ (после России), направит топливо по своей трубе. Один вариант – через Каспийское море в Азербайджан, Грузию и дальше в "Nabucco" (проект аннулирован в 2013 году). Второй – на север, к Казахстану и газотранспортной системе «Средняя Азия – Центр» (которая ведет в Россию). Для этого маршрута нужна перемычка – Прикаспийский газопровод (вдоль побережья – по территории Туркменистана и Казахстана выходит на российскую территорию).
Напомним, в 2007 году было подписано соглашение о строительстве Прикаспийского газопровода между Россией, Казахстаном и Туркменистаном. Но из-за альтернативных проектов (Транскаспийский и газопровод в Китай) был отложен. На сегодняшний день проект Прикаспийского газопровода через Казахстан в Россию заморожен на фоне снижения закупок ОАО «Газпром» туркменского газа. Конечно, тут не обошлось без заокеанских партнеров, которые настойчиво стараются поссорить Туркменистан и Россию, но есть и объективные факторы, такие как конкуренция.
Напротив, активизировались переговоры о прокладке 300-километрового Транскаспийского газопровода (ТКГ) к берегу Азербайджана для реэкспорта туркменского газа в Европу через Турцию. Еще в начале марта 2015 года премьер-министр Болгарии Бойко Борисов и президент Азербайджана Ильхам Алиев подписали соглашение о реанимации проекта газопровода "Nabucco", так как, по заявлению Борисова, это служит интересам Европы и блока НАТО – это и понятно, ведь его строительство в первую очередь призвано снять все вопросы о возобновлении строительства российского трубопровода «Южный поток». Речь идет конкретно о болгарском участке проекта, который несколько лет назад был заморожен из-
за отсутствия уверенности в источнике поставок (на эту роль претендовали Азербайджан и Туркменистан). По заявлению Ильхама Алиева, Азербайджан располагается в «стратегически важном месте», а его доказанные запасы газа составляют 2,5 триллиона кубометров (около 4 лет суммарного потребления газа Европой). 1 мая 2015 году в г Ашхабаде состоялась 4-сторонняя встреча высокопоставленных чиновников ТЭК Туркменистана, Азербайджана, Турции и ЕС, которые подписали совместную декларацию, где отмечено о необходимости активизации совместной работы по подготовке проекта рамочного Соглашения о поставках природного газа из Туркменистана в Европу. Досадно, что на встречу не пригласили Россию и Иран, что делает перспективы ТКГ туманными.
Но, несмотря ни на что, Туркменистан планирует в ускоренном темпе ввести в эксплуатацию газопровод со всей наземной инфраструктурой к концу 2015 года, хотя раньше было запланировано на середину года. По заявлению, сделанному в мае вице-председателем Еврокомиссии по вопросам энергетики Марошом Шефковичем (Maros Sefcovic): «Ожидается, что поставки туркменского газа в Европу начнутся к 2019 году».
Чтобы реализовать поставки газа в Европу через Каспийское море – Азербайджан – Турция требуется строительство 300-километрового участка Транскаспийского газопровода. В связи с этим остается открытый вопрос: кто будет строить и финансировать Транскаспийский газопровод. Руководство Туркменистана продолжает настаивать на том, что будет продавать туркменский газ на границе Туркменистана. Немецкий политолог, журналист-международник Александр Рар в эксклюзивном интервью «Новости-Азербайджан» сказал: «…возникает актуальный вопрос: кто будет финансировать эту очень дорогую трубу, которую нужно прокладывать через Каспийское море? У ЕС этих денег нет. Это могут сделать только частные компании, а пойдут ли они на такие риски, не видя в этом большой коммерческой выгоды. Поэтому, думаю, это проекты не столь близкого будущего». При этом стоит отметить, что много лет Россия и Иран высказывали свои возражения против того, чтобы прокладывать этот газопровод по дну Каспийского моря, мотивируя это «возможностью нанесения вреда хрупкой экосистеме этого мелководного моря». Безусловно вопрос о строительстве нового трубопровода находится в прямой зависимости от статуса Каспийского моря как внутреннего моря и требует согласования позиций всех государств, входящих в Каспийский саммит, – это Азербайджан, Иран, Казахстан, России и Туркменистан.
Руслан Хадимуллин – эксперт ЦГИ «Берлек-Единство»