-
Сегодня, 14:23
-
Сегодня, 14:22
-
Вчера, 11:23
На протяжении постсоветского периода политика России в отношении стран Центральной Азии (ЦА) менялась. Курс «ельцинской России» 90-х годов XX века связан с уменьшением роли стран региона в сфере внешнеполитических приоритетов. Такая политика привела к ослаблению позиций России в системе международных отношений и опасности возникновения в странах ЦА межгосударственных конфликтов. Дестабилизирующим фактором для региона могли послужить активизация исламистских группировок на территории Афганистана, с их вылазками, в том числе, в Узбекистан. Встал вопрос о кардинальном пересмотре данного стратегического курса, который пришелся на конец 90-х годов и связан с приходом в Кремль новых политиков во главе с В.В. Путиным. Тогда и был взят курс на возрождение сотрудничества. Последовательные и скоординированные действия привели к диалогу со странами ЦА в двустороннем формате.
Вне всякого сомнения, в силу своего геополитического, экономического, демографического и военного потенциала Узбекистан занимает значимое место в системе военного сотрудничества с Россией. К тому же, Узбекистан располагает боеспособными и оснащенными вооруженными силами, которые имеют непосредственный боевой опыт ведения специальных операций, в том числе и в горных условиях. Вдобавок, в наследство от Советского Союза стране досталась большая материально-техническая база бывшего Туркестанского военного округа.
Несмотря на неоднозначную политику России 90-х в ЦА, военное сотрудничество между Россией и Узбекистаном не прекращалось. В мае 1992 года в г. Ташкенте был подписан Договор «О коллективной безопасности» (ДКБ), инициаторами которой стали Москва и Ташкент. Это было первой попыткой формирования системы безопасности на постсоветском пространстве. Двустороннее военное сотрудничество страны закрепили и другими договорами и соглашениями, подписанными в это время.
Во второй половине 90-х годов снизилась интенсивность сотрудничества, проводились лишь формальные протокольные встречи, беседы и заседания. В связи со стратегией тесного сближения с США и НАТО в 1999 году Узбекистан отказался от последующего пятилетнего продления договора ДКБ и присоединился к Организации за демократию и экономическое развитие – ГУУАМ (являлся членом с 1999 г. по 2005 г.), в последующем ГУАМ.
Развитие военно-политического взаимодействия с США характеризовалось неблагоприятным влиянием на позиции Узбекистана в Центрально-Азиатском регионе. Разочарование в эффективности политики США в регионе, в том числе и в Афганистане, подтолкнули Ташкент к восстановлению отношений с Россией. Был подписан ряд договоров, в том числе «О стратегическом партнерстве» (2005 г.), итогом стало возобновление в 2006 году членства Узбекистана, уже в преобразованном ДКБ в 2002 году, – в Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ).
Сближение с Россией позволило Ташкенту укрепить свои позиции в регионе и предоставило гарантии безопасности от агрессии с третьей стороны. Также началось активное взаимодействие в плане модернизации и реформирования вооруженных сил Узбекистана, их оснащения современным вооружением, подготовки в Российской Федерации офицерских кадров для узбекской армии и проведения совместных мероприятий по боевой подготовке. Номенклатура и объемы поставляемой продукции военного назначения выросли в связи укреплением союзнических отношений. Это преимущественно поставки современного стрелкового вооружения, боеприпасов, запчастей к бронетанковой технике, средств ПВО, а также ремонт авиатехники. С 2008 года начались совместные тренировки специалистов ПВО и ВВС в Астраханской области на российском полигоне «Ашулук».
В 2009, 2011 годах состоялись государственные визиты Президента Российской Федерации Д.А. Медведева в Узбекистан, которые подчеркнули особые, дружеские отношения двух стран. В целом переговоры стали важной точкой выстраивания совместной внешней политики.
На днях, 29 июня 2015 года, в г. Санкт-Петербурге в рамках Совещания министров обороны государств-членов Шанхайской организации сотрудничества состоялась встреча заместителя министра обороны Российской Федерации Анатолия Антонова с заместителем министра обороны Республики Узбекистан Нурмухаммадом Муллабаевым. Была подчеркнута важность поиска новых форм и направлений военных контактов, которые отвечают интересам обеспечения национальной безопасности государств, а также достигнуты договоренности о продолжении диалога по всему спектру российско-узбекистанских отношений в военной области. В условиях усиления нестабильности в мире стоит задача формирования устойчивой, эффективной системы региональной безопасности, главными авторами которой могли бы стать Россия и Узбекистан, тем более, как показывает история, опыт у них есть.
Руслан Хадимуллин – эксперт ЦГИ «Берлек-Единство»