За прошедшие десять лет в Казахстане смогли наладить выпуск порядка четырехсот видов новой продукции. Для экономики страны, которая за короткий период времени сумела выстроить конкурентоспособную социально-экономическую модель, результат действительно впечатляющий. Выпуск новых видов продукции обеспечивают многочисленные предприятия, строительство которых стало возможным благодаря реализуемым последнее десятилетие программам развития. Например, свою эффективность доказала государственная программа форсированного индустриально-инновационного развития, которая на данный момент вступает во второй этап реализации. По словам заместителя директора департамента технологического и инновационного развития Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан Лауры Садыковой, к 2020 году планируется довести долю инновационных предприятий в общем числе субъектов до 20%, а объем выпуска инновационной продукции до 2,5% от общего объема ВВП.
Заявленные цели можно назвать весьма амбициозными, однако официальными лицами предложен и инструментарий роста объема инновационной продукции. Можно ожидать, что приоритетными отраслями промышленностями, к которым будет применены меры технологической модернизации, останутся традиционные для Казахстана нефтехимическая отрасль, машиностроение и отрасль сельского хозяйства. Это обусловлено тем, что указанные секторы являются наиболее объемными, и их развитие в призме обеспечения экономического роста можно назвать предпочтительным. Нефтехимическая отрасль Казахстана формирует наибольшую часть государственного дохода. Однако технологическое состояние субъектов отрасли нельзя назвать удовлетворительным. В свою очередь, о необходимости инновационного развития агропромышленного комплекса в стране также говорят не первый год. Казахстан обладает внушительными площадями сельскохозяйственного назначения, однако отмечается, что инновационные технологии в отрасль внедряются довольно медленно.
Для обеспечения устойчивого инновационного развития экономики, прежде всего, важно определить источники финансирования разработки и внедрения новых технологий, методов и иных принципиально новых составляющих промышленности и предпринимательства. В этом отношении инновационное развитие страны может простимулировать акселерационная программа TECHNATION, которая на днях была анонсирована Национальным агентством Казахстана по технологическому развитию. Программа предполагает отбор инноваторов со всего мира, самые перспективные стартап-проекты которых получат средства финансирования. Программа интересна тем, что направлена не только на казахстанских резидентов, но и на представителей любого другого государства. Подобные инициативы уже реализовывались в России, и доказали свою состоятельность. Финансирование планируется осуществлять за счет выделения грантов с последующей коммерциализацией проектов. Однако для полноценного внедрения инноваций в производство нужны структурные изменения в социально-экономической системе.
Такого же мнения придерживается глава Евразийского банка развития Дмитрий Панкин. По его словам, сегодня страны Евразийского экономического союза, а особенно Россия, Казахстан и Белоруссия, рискуют оказаться в «экономической колее». Иными словами, у большой тройки евразийцев могут возникнуть трудности при диверсификации экономики: «Самой большой проблемой является переход от экономического роста, ориентированного на ресурсы, который зависит от дешевой рабочей силы и капитала, на рост, основанный на высокой производительности и инновациях». Переход к внедрению инноваций Дмитрий Панкин также считает одной из приоритетных задач правительств государств ЕАЭС. Возможно, для формирования инновационной экономики будет верно увеличить масштабы инновационного рынка. К слову, Казахстан, продвигая проекты новаторов всего пространства СНГ и Центральной Азии, уже этому способствует. Здесь стоит отметить, что у России с Казахстаном общие направления диверсификации экономики – первоцелью можно считать уход от экспортно-сырьевой зависимости. В этом отношении объединенный инновационный потенциал может стать катализатором вышеозначенных процессов.
Алексей Чекрыжов – эксперт ЦГИ «Берлек-Единство»