Казахстанские СМИ сообщают о резком сокращении товарооборота республики с другими странами региона. Издания ссылаются на выступление заместителя председателя правления Национального Агентства по экспорту и инвестициям «Kaznex Invest» Мейржана Майкенова, который в ходе брифинга в Службе Центральных коммуникаций при Президенте РК обозначил основные факторы снижения объема товарооборота. Согласно приведенным данным, за первый квартал 2015 года импортная составляющая товарооборота упала на 17%, в то время как показатель экспорта сократился на 46%. По мнению Майкенова, отрицательная динамика обусловлена целым рядом причин, среди которых главной выступает падение мировых цен на углеводороды.
Одними из крупнейших импортеров нефти Казахстана традиционно выступают Италия и Китай. Показатель экспорта сырья в эти страны только за первые два месяца 2015 года просел на 30% и 60% соответственно. Эти процессы являются реакцией рынка на падение мировых цен на нефть. Следствием низкой цены на сырье явилось то, что Китай максимально нарастил запасы нефти, которых по оценке экспертов должно хватить до конца этого месяца. К тому же, «Поднебесная» сократила импорт продукции металлургии Казахстана, что обусловлено взятым Пекином курсом на сокращение потребления сырья.
По словам Мейржана Майкенова, на внешнеторговое сальдо Казахстана заметно влияет корректировка курсов валют стран региона. Это привело к росту цен на казахстанскую продукцию на 20%. Дело в том, что снижение курсов валют стран-партнеров Казахстана привело к ухудшению ценовой привлекательности экспортных товаров. Импортеры Республики, напротив, выиграли за счет дешевизны своей продукции. Это отчетливо видно на примере торговых отношений Казахстана и России. Некоторые товары российских предпринимателей стали более привлекательны для потребителя. В этой связи, возможно, будет целесообразно рассмотреть приемлемость ответной корректировки тенге. Однако такие меры, конечно, должны иметь плавный характер, так как корректировка курса национальной валюты несет риски для населения. К слову, обозначенные процессы имели обратный характер годом ранее, когда Казахстан провел экстренную девальвацию тенге.
Возможно, к факторам снижения объемов экспорта Казахстана будет целесообразно отнести постоянно действующие ограничения в отношении товаров Евразийского экономического союза. В этом списке числится 133 вида товаров, к которым, к тому же, не относится продукция, запрещенная к импорту санкциями. Как сообщил министр по торговле Евразийской экономической комиссии Андрей Слепнев в ходе Петербургского международного экономического форума, протекционизм в отношении товаров стран Евразийского экономического союза наблюдается со стороны Запада, в то время как интеграционные связи с Востоком интенсифицируются.
Кроме вышеозначенных факторов снижения объемов внешней торговли, Казахстан может быть подвержен новым рискам. В начале недели Нурсултан Назарбаев сообщил о завершении финального заседания Рабочей группы ВТО, на котором было объявлено о вступлении Казахстана в организацию. Президент отметил, что интеграция во Всемирную торговую организацию обеспечит «предприятиям доступ к зарубежным рынкам, а потребителям – большой выбор товаров и услуг». Однако вступление в ВТО может нести новые угрозы сокращения объемов экспорта страны. Астана добилась множественных торговых преференций для отрасли сельского хозяйства, рынка финансовых услуг и других ключевых секторов экономики. Однако казахстанским предпринимателям придется конкурировать не только с коллегами соседних стран и участников ЕАЭС, но и с представителями Всемирной торговой организации, которая теперь будет насчитывать 162 страны. В этой связи Астане придется выставить внушительные рамки протекции внутреннего рынка. В противном случае многие представители малого и среднего бизнеса страны могут оказаться на грани банкротства. Вместе с тем, Казахстану придется обеспечить поддержку такого вида, которая не будет противоречить международным нормам. При реализации подобного сценария интеграции, инструментарий ВТО может сыграть положительную роль в восстановлении объемов экспорта и импорта.
Алексей Чекрыжов – эксперт ЦГИ «Берлек-Единство»