В ХХ в. при разделе Британской Индии и Восточной Азии возник религиозный конфликт, в результате которого на карте мира появились два независимых и соперничающих друг с другом государства – Индия и Пакистан. Индия стремилась к тому, что бы единолично контролировать территории, возникшие после распада Британской империи, что привело к пограничным спорам, в том числе и с Китаем. Конфликт Индии с Китаем связан с неопределенностью пограничной линии, в 1962 г. между странами вспыхнула война. Поводом для этого послужил тот факт, что Индия приняла у себя Делай-ламу, бежавшего из Тибета.
Сквозь призму цивилизационного подхода становится очевидно, что у истоков этого конфликта стоят геополитические интересы Запада, который в период деколонизации был заинтересован в сохранении максимально возможного влияния как на Китай, так и на Индию. Такая классическая политика в стиле «Разделяй и властвуй» привела к тому, что Большая Евразия до сих пор остается полем противостояния соседних государств, в том числе Индии и Пакистана.
Конфликт между ними находится на такой стадии своего развития, что его невозможно разрешить без участия других субъектов. С вхождением Индии и Пакистана в ШОС в качестве полноправных членов у этой снижающей напряженность стратегии появятся дополнительные инструменты влияния, что позволит сделать позицию Индии и Пакистана более сбалансированной и послужит дополнительной защитой против радикализации их действий. К тому же если Пакистан является частью афганистанской проблемы, то он же, как неоднократно заявлял министр иностранных дел С. Лавров, является и частью его решения.
Очень важно, что Индия похоже, приходит к консенсусу с Китаем. В середине мая этого года состоялся визит в КНР премьер-министра Индии Нарендра Моди, который привел к ряду важных договоренностей, свидетельствующих не только о потеплении отношении двух стран, но и найденных точках соприкосновения.
Ранее стороны уже продемонстрировали всему миру способность договариваться путем равноправного диалога по широкому кругу вопросов, в том числе и по делимитации и демаркации границ. Крайне важно для обеспечения коллективной безопасности по всей Евразии Пекину сохранить хорошие отношения с Пакистаном. Эти изменения крайне важны для развития современной мир-системы. Более того, их можно назвать тектоническими.
Вхождение в состав полноправных участников ШОС Индии позволит объединить под эгидой ШОС всех трех «китов» Евразии (Индия, Россия и Китая). Эти страны в долгосрочной перспективе способны образовать самый мощный геополитический центр в мире, превосходящий по свой мощи Запад (альянс Северной Америки и Западной Европы).
Уже сейчас ШОС является крупнейшей экономической организацией мира, не считая ООН. Совместные проекты осуществляются миллиардами долларов, однако из-за того, что большинство из них реализуются на двусторонней основе, зафиксировать точные показатели экономического сотрудничества трудно.
С возможным и даже вероятным вхождением Индии в ШОС в качестве полноправного члена у России появится еще один надежный союзник. В последнее время стороны постоянно расширяют сотрудничество. По итогам 2013 г. товарооборот двух стран составил почти 10 млрд $ (российский экспорт – 6,9 млрд $). Структура российского экспорта – драгоценные камни и металлы, никель, нефть и нефтепродукты. В свою очередь Индия поставляет фармацевтическую продукцию (в том числе и качественные, недорогие дженерики, в стоимость которых практически не заложена оплата за бренд производителя), а также текстиль и швейную продукцию. Также нарастают объемы военного сотрудничества. В качестве одной из последних можно отметить желание Дели закупать российские вертолеты Ка-226Т, которые производятся в Башкортостане (г. Кумертау).
После вступления Индии в ШОС перед организацией откроются новые горизонты, в том числе и для развития интеграционных процессов. С точки зрения коллективной безопасности ШОС получит мощные инструменты для урегулирования ситуации в существующем формате.
Желание Индии и Пакистана стать полноценными участниками ШОС по умолчанию означает, что они готовы пойти друг другу на встречу в плане урегулирования ситуации. Это стремление само по себе ценно и нуждается в институционализации. Однако утверждать, что после того как это произойдет ШОС станет самой влиятельной организацией мира и все проблемы и трения между странами участниками будут преодолены – не следует.
У противников организации и различных объединений в Евразии остается множество возможностей влиять на ситуацию, в том числе и через свои группы давления, которые способны парализовать деятельность организации и/или сделать ее чисто номинальной.
Руководитель ЦГИ «Берлек-Единство» Радик Мурзагалеев