В конце мая 2015 г. Президент России Владимир Путин заявил, что подключение к Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) Индии и Пакистана будет способствовать повышению эффективности борьбы с терроризмом, экстремизмом и незаконным оборотом наркотиков. Также было отмечено, что подключение к организации новых государств повысит авторитет ШОС на мировой арене.
И если с потенциальным членством Индии, которая является одной из самых крупных экономик Евразии понятно, то соседний Пакистан вызывает некоторые вопросы. Однако в ШОС, Россия поддерживает Индию, а Китай, имеющий не самые благоприятные отношения с Дели, поддерживает, соответственно Пакистан. В 2005 году Пакистан и Индия синхронно обрели статус наблюдателей в организации, а теперь спустя десять лет, скорее всего на уфимском саммите, начнется процедура, конечной целью которой станет полноценной членство этих стран в организации.
Пакистан чрезвычайно интересная страна с точки зрения геополитических конфигураций на Ближнем Востоке и во всей Евразии. С одной стороны Пакистан позиционирует себя чуть ли не главным союзником США, а с другой, в этой стране быстро усиливается китайское влияние. Пакистан исторически является антагонистом не только Индии (на почве религиозного конфликта), но и находится в конфликтном положении с Афганистаном. Последний открытый виток противостояния двух стран был зафиксирован в мае 2007 г., когда пакистанские войска вторглись на территорию Афганистана и установили там свой военный форпост. В ходе краткосрочной войны погибли люди, а инерция конфликта, к сожалению, до сих пор не преодолена.
Влияние США на Пакистан таково, что Вашингтон имеет право вторгаться на территорию этого государства из Афганистана и участвовать в контртеррористических операциях (особенно в т.н. зоне племен). Американский контингент сегодня размещен главным образом в Кандагаре и Джелалабаде. Последняя база особенно важна – именно с нее ЦРУ осуществляет удары беспилотников по территории соседнего Пакистана. Для США эта часть миссии в стране гораздо важнее, чем официально основная задача – подготовка афганских силовиков. Соответственно и военный контингент главным образом занят охраной и поддержкой миссии ЦРУ, если этот контингент сократить ниже нынешнего уровня, то начнутся проблемы с решением этих задач.
Официальный Кабул, в свою очередь, раздражает то, что Исламабад имеет огромное влияние на талибов и не торопится им воспользоваться для урегулирования ситуации в Афганистане.
Исходя из этого следует, что Пакистан, как и Афганистан, на карте большой Евразии представляет собой проблемную точку. От того, к кому в дальнейшем будет склоняться Пакистан (к ШОСу или США) в конечном счете, немало зависит и дальнейшая судьба коллективной безопасности Евразии.
Вхождение Пакистана в состав ШОС может повлиять на трансформацию миссии организации, а также ее глобальную значимость. И хотя разговоры об этом идут давно, скорее всего, рано или поздно, они найдут конкретное воплощение.
Важным является вопрос – повредит ли расширение ШОС стратегическим интересам США в Евразии. Очевидно, что ШОСовская прописка усилит позиции Исламабада в переговорах с США. Аналогично и членство Индии в ШОС может означать ослабление китайско-индийского соперничества).
В любом случае, эксперты и аналитики прогнозируют, что расширение ШОС окажет непрямое негативное воздействие на интересы США на Ближнем Востоке. Само по себе расширение организации означает дополнительные возможности кооперации, синергии в секторе безопасности и другие точки роста. Расширение ШОС означает пусть небольшой, но твердый и уверенный шаг на пути сплочения Евразии. Соответственно, возможностей для проникновения инородных акторов (таких как США) в регионе становится все меньше.
В условиях, когда США не смогут в открытую выступать против расширения ШОС, они, несомненно, начнут кулуарную возню. Скорее всего, если расширение ШОС состоится, Вашингтон будет активно реализовывать план, предполагающий саботаж решений организации через подконтрольные им страны. К сожалению, приходится признать, что на эту роль больше всего подходит именно Пакистан.
Таким образом, вопрос расширения ШОС за счет Пакистана не является однозначно выгодным политическим шагом. Однако России и Китаю удалось согласовать эту позицию потому, что и в Москве, и в Пекине понимают, что для укрепления организации, приданию ей мирового значения – необходимо ее расширение за счет Индии и Пакистана. В этом плане решение стран-участниц ШОС является компромиссным и дает надежду на то, что оно позволит нейтрализовать значительные противоречия, имеющиеся между Индией и Пакистаном.
В вопросах коллективной безопасности Китай и все остальные страны-участницы ШОС думается будут побуждать Пакистан взять курс на более мирную и менее агрессивную политику, конечной целью которой будет стабилизация ситуации в Афганистане. Даже, несмотря на то, что Кабул и Исламабад продолжают регулярно обмениваться дипломатическими колкостями.
Руководитель ЦГИ «Берлек-Единство» - Радик Мурзагалеев