Находящийся в крайне нестабильном состоянии Афганистан, уже не первое десятилетие является источником перманентных угроз коллективной безопасности Евразии. С возможным обретением Индией и Пакистаном полноправного членства в ШОС, Исламская республика Афганистан будет представлять собой территорию, большинство соседей которой имеют полноценный статус члена в ШОС. Такая конфигурация, в свою очередь, актуализирует вопрос о повышенном внимании к Афганистану.
В настоящий момент ШОС использует только политико-дипломатические инструменты урегулирования конфликтных ситуаций, однако в случае с Афганистаном этого явно недостаточно.
В настоящий момент, помимо масштабной экономической помощи стран-участниц, ШОС как надгосударственное образование также сотрудничает с Афганистаном в секторе безопасности.
Буквально на днях Региональная антитеррористическая структура Шанхайской организации сотрудничества (РАТС ШОС) и МИД Афганистана подписали протокол о намерении сотрудничества в сфере безопасности. Документ создает правовую основу для совместной работы по противодействию терроризму, сепаратизму и экстремизму. Осенью прошлого года Афганистан уже обращался в ШОС с просьбой помочь спецслужбам своей страны в борьбе с терроризмом, что нашло полное понимание среди руководства стран-участников организации.
В свете резкого сокращения военного контингента США (операция «Надежная поддержка») и, соответственно, сокращения объемов финансовой помощи, такой крен Кабула в сторону ШОС оправдан. После обретения статуса полноправных членов организации Индией и Пакистана суммарный ВВП стран-участниц будет превосходить ВВП США, являющейся ведущей экономикой мира.
Напомню, что сразу же после 11 сентября 2001 г. США под эгидой НАТО вторглись в Афганистан. На весь мир были провозглашены три задачи:
* Найти и обезвредить Бен-Ладана;
* Уничтожить «Аль-Каиду»;
* Уничтожить талибов.
Сейчас, по прошествии уже почти четырнадцати лет, можно констатировать, что США удалась лишь первая и частично вторая задачи, но не удалось решить самую главную, третью задачу. В Афганистане так и не наступили мир и стабильность. Крайне болезненной инерцией такой безответственной внешней политики, которая имела свое продолжения в Ираке, являются очаги перманентной дестабилизации в Евразии, которые по-прежнему доставляют серьезные проблемы ведущим евразийским державам.
Это означает, что с точки зрения логики развития организации именно решение афганского вопроса становится ключевым. Такое положение дел актуализирует вопросы полноценного членства Афганистана в составе организации. Среди экспертов широко обсуждается информация о том, что Туркменистан склоняет к этому Афганистан. Если даже это не так, то Ашхабаду выгодно полноценное членство Кабула в ШОС, поскольку это поспособствует купированию экспорта экстремизма в Большой Евразии. Характер двухсторонних контактов стран-участниц ШОС с Афганистаном, объем оказываемой помощи свидетельствует, что потенциал для этого существует. Однако формат двустороннего сотрудничества не самый оптимальный, смогут ли страны договориться о комплексных многосторонних договоренностях. Если бы это произошло, авторитет и потенциал организации вырос бы многократно, а США потеряли бы свое влияние в регионе, следовательно, возможности для дестабилизации ситуации в регионе «по желанию».
Поэтому неудивительно, что Россия поддерживает повышение статуса Афганистана в ШОС. Недавно глава Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) В. Иванов выступил с предложением принять Афганистан в организацию. С его точки зрения, это поможет более эффективно бороться с наркотрафиком.
В полноценном членстве Афганистана в организации заинтересованы и центральноазиатские государства, и в первую очередь, Таджикистан и Туркменистан. В этих странах элиты испытывают перманентное беспокойство по поводу экспорта нестабильности из Афганистана. И если Таджикистан имеет «бронь» в виде членства в ОДКБ, то для Туркменистана ситуация намного сложнее.
Обретение Афганистаном статуса полноценного члена ШОС позволит интенсифицировать пограничное сотрудничество между соседями, ускорить строительство транзитных железных дорог. Экономические механизмы, которыми обладает ШОС, также поспособствуют скорейшему урегулированию ситуации. Однако совершенно очевидно, что замещение сокращающегося влияния США в Афганистане может произойти только в том случае, если ШОС будут использовать не только политико-дипломатические механизмы. А это уже другой уровень развития организации.
Руководитель ЦГИ «Берлек-Единство» Радик Мурзагалеев