
В ходе Астанинского экономического форума Нурсултан Назарбаев выступил с инициативой создания нового сухопутного маршрута транспортировки грузов на базе евразийских интеграционных проектов. Речь идет о транспортном сообщении, которое соединит удаленные друг от друга районы Казахстана, а также будет способствовать развитию логистики в рамках Евразийского экономического союза: «Я предлагаю создать новый высокоскоростной мультимодальный транспортный маршрут - Евразийский трансконтинентальный коридор, который будет пролегать через всю территорию нашей страны, позволит осуществлять беспрепятственный перевоз грузов из Азии в Европу и обратно. Это новые хорошие пути, чем через океан, это сближает, это нам всем выгодно». Президент Казахстана отметил важность увеличения товаропотока стран Евразийского экономического союза, что особенно важно при современной тенденции сокращения объемов товарооборота. Это обусловлено тем, что после стремительного роста показателей взаимной торговли стран Таможенного союза и ЕАЭС до 2014 года, объемы товарооборота перестали расти, фактически достигнув своих топовых значений.
Пропускная способность границ Казахстана и России постепенно растет. Этому способствуют сами приграничные регионы стран. Например, Оренбургская и Челябинская области России тесно сотрудничают с Кустанайской и Актюбинской областями Казахстана. Многостороннее сотрудничество субъектов является инструментом-катализатором экономического взаимодействия. Причем в кооперации такого вида практически не учувствуют Астана и Москва. Как следствие, принимаемые на местном уровне решения более оперативны.
В общей сложности между Казахстаном и Россией 104 пропускных пункта, 80 из которых функционируют. Однако даже при высокой доле сотрудничества приграничных регионов Казахстана и России, остаются проблемы пропускной способности таможенных постов. Некоторые перевозчики простаивают в очереди на границе по несколько часов. Институт Евразийского экономического союза, в свою очередь, предполагает максимальную либерализацию торговых отраслей Казахстана, России, Белоруссии, Армении и Кыргызстана. В этой связи слова Нурсултана Назарбаева можно трактовать с позиции нового этапа в торгово-экономическом сотрудничестве стран ЕАЭС.
Кризис роста товарооборота между странами Евразийского экономического союза многие увязывают с экономическим давлением Запада, а также с намерением участников союза поддержать собственных производителей. Доля правды в этих утверждениях есть, однако санкции в отношении России, как оказалось, на товарообороте сказались положительно, так как на российский рынок устремились товары производителей Центрально-Азиатского региона. Поддержка странами собственных производителей также объяснима. Здесь стоит отметить, что интеграционные процессы относительно недавно достигли высокого уровня: товаропоток сегодня постепенно подходит к максимальным пороговым значениям, когда на рост товарооборота может воздействовать только вхождение на рынок новых продавцов. Теперь участники ведут здоровую конкурентную борьбу за место на общем рынке.
В это же время казахстанской стороной предложены новые способы увеличения товаропотока, а именно – модернизация транспортно-логистической инфраструктуры и строительство новых наземных путей транспортного сообщения. Дополнительно, в концепцию Евразийского транспортного коридора вписываются все основные инициативы
Правительства Казахстана, а также региональные международные экономические проекты. Например, Нурсултан Назарбаев не раз говорил о примате формирования логистического хаба на территории Казахстана, который позволит сконцентрировать товаропотоки крупнейших игроков региона – Китая, России, а также других участников рынка. Президент Казахстана акцентировал внимание на том, что «объемы торговли между КНР и Европейским союзом составляют почти 600 миллиардов долларов, а по прогнозам, к 2020 году эта цифра вырастет до 800 миллиарда долларов». В этой связи у Астаны есть все шансы стать модерирующей товаропотоки силой. Кроме того, китайские внешнеторговые инициативы (особенно проект возрождения Шелкового пути) будут автоматически содействовать реализации инициативы Назарбаева в виде продвижения проекта Евразийского транспортного коридора.
В создании концептуально новой инфраструктуры транспортного коридора континентально масштаба, конечно, будет участвовать не только Казахстан. Расширение логистической сети находится в сфере интересов всех участников ЕАЭС. На сегодняшний день карты маршрутов Евразийского транспортного коридора не оглашены. Однако есть все основания говорить о том, что новые транспортные пути являются актуальным инструментом увеличения степени экономического взаимодействия в макрорегионе.
Алексей Чекрыжов – эксперт ЦГИ «Берлек-Единство»