Изменения в мировой экономике последнего года заставляют правительства стран менять подходы к ведению финансовой политики. Наиболее заметны эти процессы в странах, чья экономика до сих пор сильно зависит от экспорта сырья. Не является исключением и Казахстан, где государственные органы постепенно перестраиваются под новые внешние и внутренние требования. Результатом этого стали несколько стратегических изменений в функционале финансовой системы.
На днях представители пресс-службы Национально банка Казахстана сообщили СМИ об утверждении денежно-кредитной политики до 2020 года. Документ носит программную ценность, так как закрепляет нормы модернизации финансовой системы до указанного срока. Важной чертой концепции развития является то, что Национальным банком Казахстана, наконец, закрепляется режим инфляционного таргетирования. В инструментарии таргетирования представлен комплекс мер по контролю инфляционных процессов. Расширяется и инструментарий денежно-кредитной политики. Интенцией нововведения является стабилизация финансового рынка, а также достижение целевых показателей инфляционного коридора. Однако стратегической целью Нацбанк РК обозначил вступление Казахстана в тридцатку наиболее развитых стран мира.
Стоит отметить, что инфляционное таргетирование применяется при наличии определенных признаков в экономике. Во-первых, подобный инструментарий закрепляется в случае неразвитости банковской системы. Если проследить динамику развития банков Казахстана, можно заметить, что некогда передовая банковская система РК буквально за пару лет потеряла былую стать. Вследствие затяжного кризиса 2007 года, при котором наблюдались рост ипотечного кредитования, внутреннего спроса и рост доходов, банковская система резко «остудилась». Все это отражается сегодня в виде проблем недостатка депозитов, и непопулярности многих казахстанских банков среди потребителей услуг.
Во-вторых, таргетирование обусловлено задачами правительства по замещению доллара на национальную валюту. По своей сути, дедолларизация, необходимость которой обозначена на всех уровнях власти, направлена именно на повышении уровня контроля Национального банка Казахстана за финансовой системой. Это, в свою очередь, вписывается в заявленное таргетирование.
Третий фактор инфляционного таргетирования вытекает из второго. Достижение заявленной цели «контролируемой инфляции» предполагает наличие у центрального банка максимума автономности и высокого доверия на рынке. Однако сегодняшний Национальный банк Казахстана таким доверием не пользуется. Это обусловлено резкой корректировкой курса тенге в феврале 2014 года, в результате чего в Казахстане уже второй год опасаются второй волны девальвации. Официальные лица страны стараются сохранить курс национальной валюты на существующем уровне, и снизить опасения населения и участников рынка.
В этой связи инструментарий инфляционного таргетирования для Казахстана особенно важен, так как он предполагает закрепление системы действий Национального банка. Иными словами, в каждом конкретном случае Нацбанк будет действовать по определенному сценарию. Главной целью такого регулирования станет поддержание коридора инфляции. Однако в случае возникновения валютных рисков, действия финансового регулятора будут направлены на обеспечение стабильности на финансовом рынке.
Таким образом, можно сказать, что современные реалии вынуждают Казахстан не только модернизировать финансовую систему, но и, прежде всего, менять саму форму управления и контроля государственных финансов. Эти меры напрямую способствуют выходу страны в топ передовых мировых экономик. Однако для достижения заявленных целей Казахстану придется обеспечить прозрачность всех отраслей экономики. В этом случае политика Национального банка для стороннего наблюдателя станет «лакмусовой бумажкой», по которой и будут судить о степени открытости экономики.
Алексей Чекрыжов – эксперт ЦГИ «Берлек-Единство»