Экономики четырех стран на данный момент проходят интеграцию в общее поле Евразийского экономического союза. Довольно скоро к ЕАЭС должен присоединиться и Кыргызстан. За недолгое время существования организации ЕАЭС, стороны уже сталкивались с проблемы, которые решались привлечением ЕЭК, и возникновения некоторых трудностей интеграции не избежать. Однако перед подписанием договора об образовании Евразийского экономического союза у трех стран-основателей международной организации было время для первоначальной подготовки к интеграции. Казахстан, Россия и Беларусь подходили к переориентации экономик по-разному. Пока рано говорить о том, кто из участников союза выиграл от интеграционных процессов, тем более что ситуацию осложняют геополитические изменения. Однако можно заметить, что Казахстан сегодня лидирует по некоторым позициям функционирования в рамках ЕАЭС. Это обусловлено векторной политикой властей, направленной именно на повышение конкурентоспособности резидентов страны в новых интеграционных объединениях. Остальным участникам Евразийского экономического союза, в свою очередь, есть, что перенять у Астаны.
Во-первых, в Казахстане максимум своего внимания правительство адресует бизнесу. Буквально пару лет назад предпринимательская среда Казахстана ничем не выделялась, и была сопоставима с аналогичными секторами экономики других развивающихся стран. За довольно короткое время были введены весомые льготы для множества отраслей. И именно здесь опыт Казахстана может быть полезен остальным участникам ЕАЭС. Например, современная Республика Казахстан является агропромышленной страной, как и Беларусь. Однако в Казахстане многочисленные кредиты на удобных для аграриев условиях вывели отрасль АПК на новый уровень. В Астане довольно быстро нашли решение проблемы незанятых земель – сегодня аграрии получает внушительные кредиты на освоение новых площадей. Ввиду специфичности отрасли, окупаемость таких кредитов значительно выросла. Возможно, с усилением роли ЕАЭС в экономике, опыт Казахстана пригодится и отраслям сельского хозяйства Беларуси, Кыргызстана и Армении.
Льготное кредитование в Казахстане распространяется не только на агропромышленный комплекс. Представители сферы услуг, а особенно сферы торговли, также пользуются льготами. Предприниматели отмечают положительное воздействие налоговых льгот и моратория на проверки организаций государственными органами. Говоря о позитивном опыте Казахстана, стоит отметить, что России реформы Астаны реализовать довольно сложно – субъекты Российской Федерации неоднородны в своем развитии, и не везде есть необходимые предпосылки для внедрения бизнес-льгот. Дополнительно, Москва уже использовала аналогичные казахстанским инструменты экономического воздействия. Однако ввиду более крупных масштабов экономики, не все способы поощрения предпринимательства работают.
Тем не менее, Москве стоит обратить внимание на другие экономические инициативы Астаны. По сообщению агентства «РИА Новости», в недавнем интервью президент Чехии Милош Земан сравнил экономику России с экономикой Казахстана и Китая: «Я недавно посетил Казахстан, и уж не говорю о Китае, в обеих странах диверсификация была осуществлена. И там все работает нормально». Чешский президент обратил внимание на то, что российская экономика «не была подвергнута диверсификации, … и то, что 90 процентов российского экспорта приходится на сырьевые продукты, это ненормально». С Милошем Земаном можно согласиться, и это тот аспект современной казахстанской экономики, которой России действительно стоит перенять.
За относительно небольшие сроки в Казахстане сделали много для спасения экономики от сырьевой зависимости. Всего лишь за шесть лет был проведен первый этап индустриализации страны, и сегодня начинается реализация второго этапа программы форсированного индустриально-инновационного развития (ГПФИИР). Сложности при наращивании темпов диверсификации возникают постоянно, однако Астана учитывает прошлый негативный опыт, и работы по увеличению доли промышленности в экономике страны продолжаются. Несмотря на то, что темпы экономического роста в Казахстане замедляются, есть перспективы реализации второго этапа ГПФИИР уже в ближайшее десятилетие. Россия, в свою очередь, сталкивается с более серьезными трудностями ввиду экономического давления Запада, однако Москве имеет смысл взять на вооружение программы индустриализации Казахстана: опыт ближайшего партнера России показывает, что проблема сырьевой зависимости экономики имеет реальное решение.
Алексей Чекрыжов – эксперт ЦГИ «Берлек-Единство»