
Основные тезисы опубликованной Нурсултаном Назарбаевым предвыборной программы схожи с задачами обозначенными Президентом страны на съезде партии «Нур Отан». Это свидетельствует о том, что Елбасы уверен в правильности выбранного курса, однако он считает, что система государственного управления нуждается в реформировании.
Основные пункты предвыборной программы Н. Назарбаева таковы: диверсификация экономики за счет новых экспортных продуктов (обрабатывающая промышленность), демократизация режима (в этом заявлении многие эксперты видят конституционную реформу, направленную на усиление значения кабинета министров, а, возможно, и парламента). Помимо этого, Н. Назарбаев говорит о необходимости ужесточить требования к судьям, победить протекционизм на госслужбе и сформировать гражданскую идентичность казахстанцев.
Предвыборная программа Н. Назарбаева действительно во многом совпадает с теми задачами, которые он обозначил на съезде «Нур Отан». Дело в том, что Елбасы уверен как в своей победе, так и в выверенности предлагаемого им курса развития государства. В сложившихся обстоятельствах политтехнологам вряд ли было бы целесообразно выдумывать что-нибудь экстраординарное. Критично настроенных экспертов больше беспокоит процент явки на выборах Президент, чем итоговый результат Н. Назарбаева, который, без сомнения, станет победителем выборов.
Действительно, харизма, авторитет, репутация и профессиональные компетенции Нурсултана Абишевича не вызывает ни у кого сомнений. Пожалуй, на сегодняшний день, это один из самых опытных и уважаемых политиков не только в Евразии, но и во всем мире. Его вклад в развитие процессов евразийской интеграции также трудно переоценить.
Когда страна ставит в качестве своей цели вхождение в число ведущих государств мира – примат экономики над политикой можно признать оправданным. К тому же Н. Назарбаеву, как во внутренней, так и во внешней политике зачастую не требуется апеллировать к избыточными технологиям мобилизации общества. Те же артикулируемые Казахстаном цели в Евразийском экономическом союзе в основном располагаются в плоскости экономики.
Казахстан проводит дипломатичную и дружелюбную внешнюю политику, что позволяет говорить о возможности гармоничного развития даже в условиях обострения геополитической ситуации в Евразии.
Из предвыборных тезисов Н. Назарбаева следует, что ему близка меритократическая модель развития государства, предложенная несколько десятков лет назад Ли Куан Ю (Сингапур). Можно согласиться, что сингапурская модель способна послужить в качестве примера для Казахстана, однако для ее аутентичной проекции на это государство необходимо победить коррупцию и преодолевать углеводородную зависимость.
Отдельно выделяется вопрос о реформе принципов комплектнования госслужбы. Здесь, судя по всему, Н. Назарбаев также готов предложить меритократические критерии для планирования чиновниками траектории своего карьерного роста. Некоторые эксперты усматривают в предложениях Н. Назарбаева нотки конфуцианства. Согласно предложениям Н. Назарбаева корпус госслужащих должен стать автономным от текущих политических процессов, а сама корпоративная этика чиновников – свободной от протекционизма и непотизма.
Что же касается гражданской идентичности, то для полиэтничного Казахстана – это наиболее правильная модель. Такой выбор будет способствовать большему сближению Казахстана с Россией и другими евразийскими государствами.
В Казахстане, дается решительный отпор проявлениям национальной и религиозной нетерпимости, а также отдельным попыткам реабилитации идеологии нацизма (как в случае с публикациями Жарылкапа Калыбая в журнале «Аныз адам» в прошлом году).
Другое дело, что в обществе наблюдается тенденция к замыканию этносов в себе. По оценкам социологов, в частности, Г. Илеоувы, в Казахстане далеко не все этические казахи одобряют полиэтничные браки. Впрочем, значение этой тенденции не стоит преувеличивать. И уж во всяком случае, постоянные разговоры национал-патриотов о том, что казахстанское общество расколото на две части носят явно спекулятивный характер.
Помимо этого, евразийская интеграция дает Казахстану удобный алгоритм: казахстанские ирреденты (прежде всего русские) не чувствуют себя отдаленными от евразийской России, тогда как для этнических казахов важна возможность позиционировать свой суверенитет и пользоваться его благами. Евразийская интеграция, предполагающая экономическое и культурное сближение при сохранении политической независимости для этого подходит.
Дмитрий Михайличенко - ЦГИ «Берлек-Единство»