
В последние несколько недель рубль демонстрировал устойчивый рост и даже довольно резкие колебания (в лаге 5-7 $ за баррель) цен на нефть не позволили опустить российскую валюту. Можно ли говорить о некотором укреплении рубля, или же речь идет о краткосрочном и конъюнктурном укреплении российской валюты.
Это вопрос, несомненно, имеет не только внутрироссийское значение, но крайне важен с точки зрения интеграционных перспектив России в Центральной Азии. Фактор взаимозависимостей экономик стран-участниц Евразийского экономического союза (ЕАЭС), определяющее значение энергоносителей для российской и казахстанской экономик, фактор мигрантов из Таджикистана, Узбекистана и Кыргызстана – все эти факторы зависят от курса российского рубля по отношению к американскому доллару и евро.
С началом кризисных явлений в российской экономике в Кыргызстане тут же обеспокоились, сможет ли Россия выполнять взятые на себя обязательства оказать помощь Бишкеку по безболезненному вступлению в ЕАЭС. Впрочем, с тех пор Россия не давала повода сомневаться в серьезности своих намерений.
И все же, низкий курс рубля по отношению к доллару и евро не так существенен для социальной политики государства (ведь доходы от продажи нефти и газа российский бюджет получает в валюте и в плане реализации государством своих социальных обязательств низкий рубль косвенно способствует их выполнению), сколько для внешнеэкономической деятельности. В этом плане положительная мартовская динамика российской валюты может вселять некоторый оптимизм. По состоянию на утро 27 марта 2015 года Центробанк РФ установил курс следующий курс за 1 доллар США 57.27, а за евро 62,58.
Если учесть тот факт, что котировки российского рубля в значительной степени зависят от мировых цен на нефть можно заключить, что дна мировые цены на энергоносители за последние полгода уже достигли. При цене на нефть марки Brent в 40 $ американским кампаниям просто не выгодна разработка сланцевой нефти. Колебания цен на нефть в диапазоне 40-50 $ приводят к тому, что инновационные способы извлечения нефти и газа становятся нерентабельными. Поэтому, как бы ни пыталась американская мощь задавить российский энергетический потенциал, с очевидностью можно констатировать, что у нее это не вышло.
Современная мировая экономика крайне чувствительна к различным колебаниям неустойчивой конфигурации. Саудовская Аравия начала военную операцию в Йемене в связи с опасениями активизации своих шиитов. Этот фактор моментально сказался на конъюнктуре мировых цен на нефть. В современных условиях мир слишком сложен для того, чтобы один центр сил диктовал свои условия. Так что в среднесрочной и долгосрочной перспективе нефть и газ будут оставаться стратегическими ресурсами для человечества. Поколебать этот тренд может только наука. Рано или поздно – это произойдет, но пока у России еще остается времени для адаптации своей экономики к инновационному развитию.
Рост мировых цен на нефть в среднесрочной перспективе может привести к тому, что США и прежде всего они, послушают Евросоюз и начнут договариваться с Россией о деэскалации конфликта в Украине. В краткосрочной перспективе позитивная динамика рубля приведет к тому, что во внешней политике Россия, в частности в центрально-азиатском направлении будет иметь возможности для развития своих проектов, что позитивно скажется на общей конъюнктуре взаимоотношений с государствами региона. Например, Узбекистан провел неплохую работу по укреплению торговых и экономических контактов с Россией санкционного периода, которая заинтересована в развитии импортозамещения в евразийском формате.
Кстати, недавно обновленный прогноз Минэкономики России предполагается во всех сценариях укрепления рубля с августа – сентября 2015 года почти вне зависимости от конъюнктуры мировых цен на нефть. В случае позитивного сценария и отмены санкций рубль, по прогнозам экспертов, укрепиться до 40 руб./$, а в пессимистической – до 50 руб./$.
На этом фоне предложения Владимира Путина о создании единой евразийской валюты смотрятся вполне логично. И Астана, и Минск, как и Ереван и Бишкек, в долгосрочной перспективе могут быть заинтересованы в единой евразийской валюте, которая позволит сформировать единый евразийский центр экономической силы. Хотя главный вопрос в этом плане – на каких принципах будет осуществляться эмиссионная политика. Вполне возможно, что и Китай в рамках концепции дедолларизации поддержит эту концепцию.
Безусловно, мировая конъюнктура цен на нефть – это важная, но лишь часть российской экономики. Ключевым для ее развития по-прежнему остается грамотная экономическая политика и ее стерильная и педантичная реализация. Евразийский формат взаимодействия позволит России реализовывать гораздо больше конкурентоспособных и инновационных проектов. В этом плане роль соседнего Казахстана, также страдающего от углеводородной зависимости невозможно недооценить.
Руководитель ЦГИ «Берлек-Единство» Радик Мурзагалеев