
Расходы бюджета Казахстана на 2015 год сокращаются. Сокращение почти на 4 млрд. долларов обусловлено недавним поручением главы Казахстана. Это вписывается в политику экономии, необходимость которой Нурсултан Назарбаев неоднократно озвучивал. Сокращение расходов бюджета, конечно, основано на внешних конъюнктурных факторах. Среди них первым номером является динамика мировых цен на нефть, от чего экономика нефтедобывающих стран зависит очень сильно. Бюджет Казахстана складывается исходя из цены на нефть в размере 50 долларов за баррель. Это означает сокращение государственных расходов на 10%, что, в принципе, представляет собой значительную экономию. Общая сумма сокращения расходов составляет 3,8 млрд. долларов. Согласно прогнозам правительства, рост ВВП при этом составит 1,5% в 2015 году, в 2016 – 2,2%, в 2017 – 3,3%. Таким образом, экономика Казахстана входит в период вялого роста. Тем не менее, показатель ВВП на душу населения в Казахстане останется наиболее высоким среди стран Центрально-Азиатского региона.
Урезание государственных расходов проходит вместе с оптимизацией бюджета. Несмотря изменения, в Казахстане остаются проекты, объемы финансирования которых или не меняются, или увеличиваются. Среди таких статей расходов подготовка объектов ЭКСПО-2017, строительство объектов СЭЗ, а также социальные проекты. В рамках организации ЭКСПО-2017 Казахстан не то что не откажется от финасирования, а даже не сократит расходы. Это имиджевый проект, который, тем не менее, будет способствовать притоку инвестиций в страну. Усиливая роль наукоемких технологий в стране, Астана обязана доказать, что инновации в стране в приоритете. Возведение инфраструктурных объектов СЭЗ «Хоргос Восточные ворота» и СЭЗ «Астана – новый город» также этому способствует. Ввиду того, что западные инвесторы пока не стремятся в Казахстан, указанные СЭЗ будут ориентированы на китайский бизнес и резидентов Евразийского экономического союза.
Особенно важно, что при сокращении государственных расходов не затрагиваются социально-значимые проекты, несмотря на то, что официальные лица в Казахстане призывают «затянуть пояса». Конечно, ждать роста доходов населения не приходится, некоторые отрасли даже заявляют о рисках сокращения трудового штата. Однако не предвидится и «замораживания» социального строительства. А в связи с высокими темпами индустриализации прошлых лет, можно предположить, что уровень безработицы в стране не вырастет – начинают функционировать много новых предприятий. Тем не менее, остается необходимость поддержки финансового сектора экономики, так как риски девальвации в Казахстане до сих пор существуют. Курс национальной валюты сильно зависит от мировых цен на нефть, и цены на потребительские товары все-таки повышаются. На рынок также влияет ситуация в России. В Казахстане российские товары стоят дешевле отечественных, что обусловлено снижением курса рубля.
Если в Казахстане прогнозируется вялый экономический рост, то ряд экспертов предрекают России рецессию. Тем не менее, Москва заявляет показатель роста ВВП в 2015 в 0,2%. До рецессии совсем близко, но правительство России также основывается на минимальных ценах на нефть. Таким образом, в регионе ЕАЭС проблема заключается в привлечении инвестиций в экономику. Казахстан в этом смысле пострадал меньше. Если Астана сможет доказать то, что экономика страны дееспособна даже при такой внешней конъюнктуре, инвесторы не заставят себя ждать. В свою очередь в России инвестиционные ожидания хуже – влияют не столько западные санкции, сколько политизация европейских резидентов. Некоторые компании Европы вынуждены мириться с политическим режимом, хотя могли бы работать в рамках 170-миллионного рынка ЕАЭС. Тем не менее, политика экономической многовекторности позволяет Казахстану и России рассчитывать на других крупных мировых игроков.
Использование негативных прогнозов при формировании бюджета сегодня оправдано. Правительства России и Казахстана стараются не ставить перед собой нереальных задач. В приоритете сегодня остается поддержка экспортеров и диверсификация экономики. При этом не сокращаются расходы на социальный сектор, в связи с чем, можно ожидать выхода из периода вялого роста экономики.
Алексей Чекрыжов – эксперт ЦГИ «Берлек-Единство»