
Президент Кыргызской Республики А. Атамбаев еще в конце декабря прошлого года заявил о намерении КР стать полноценным участником Евразийского экономического союза (ЕАЭС) уже к маю 2015 года. Это было бы и символично, учитывая 70-летний юбилей Победы в Великой Отечественной войне над фашизмом, да и для самого государства это принесет существенную выгоду. Надо сказать, что процесс подготовки к нормам ЕАЭС ведется довольно-таки интенсивно, дабы уложиться в намеченные сроки. Но, все же, как и в самом начале процесса интеграции, так и сейчас, противников интеграции Кыргызстана в Евразийский экономический союз не мало.
Не секрет, что, в основе своей, это либо прозападные публичные личности, эксперты и аналитики, либо националистически настроенные активисты. Примечательно, что распространяемые в Интернете в формате статей и заметок «негативные последствия», которые они предсказывают, одинаковы и неизменны, хоть и многократно опровергнуты. Не исключением стала статья Дэвида Триллинга «Кыргызстан: бизнес в растерянности по поводу новых правил после вступления в ЕАЭС», опубликованная на откровенно русофобском сайте EurasiaNet.org.. Уже в начале материала автор позволяет себе высказывание: «… Кыргызстан вступит в возглавляемый Россией Евразийский экономический союз…». В ЕАЭС, тем не менее, обозначено равноправное и равнозначное участие всех государств-членов, которые будут неукоснительно соблюдать национальные интересы друг друга. В противном случае, любое из них вправе выйти из состава объединения в любой момент, чего, кстати, нет, к примеру, в Евросоюзе.
«… Кремль предложил Бишкеку $1,2 млрд. помощи за вступление в ЕАЭС, но при этом также ввел ряд новых жестких требований в отношении трудовых мигрантов из стран, не являющихся членами союза. На работу в Россию выезжает до пятой части населения Кыргызстана» - пишет в своей статье Триллинг. Однако, финансирование ведется не «за» вступление, а для оптимизации его процесса, для облегчения экономических затрат, которые для кыргызской экономики, на данный момент, неподъемны. Что же касается пресловутого вопроса ужесточения российского миграционного законодательства, то почему Триллинг не пишет об издевательствах американских пограничников в отношении мигрантов из стран латинской Америки на границах США? Еще в 2013 году Russia Today, со ссылкой на доклад Центра политики иммиграции США, сообщила о насилии вербального и невербального характера, которому подвергаются нелегальные мигранты, дожидающиеся своей экстрадиции.
Так, среди более чем 1000 опрошенных депортированных мексиканцев 11% подвергались разным формам физического насилия, 6% в результате этого получили серьезные травмы, 3% подвергались насильственным действиям сексуального характера, 23% мигрантов пострадали от вербального унижения, а 34% вовсе лишились своих личных вещей после обысков. На фоне подобных данных, желание российских властей стимулировать к саморазвитию трудовых мигрантов уже не выглядит столь мрачным, не так ли? Более того, российская сторона оказывает поддержку в подготовке центрально-азиатских граждан к пребыванию на территории РФ, организовывает различные курсы, обеспечивает для приезжающих качественный порядок трудовой деятельности, защищенный законодательством и подкрепленный социальными гарантиями.
Однако, автор обращает внимание и на дату желаемого вступления КР в ЕАЭС – 9 мая, усмехаясь над ее «символичностью». «…Некоторые эксперты считают, что процветающий в Кыргызстане черный рынок и дырявые границы сделают членство в ЕАЭС чисто символическим – таким же, как день, в который, по словам президента Кыргызстана Алмазбека Атамбаева, республика «надеется» вступить в блок – 9 мая… » - несколько цинично пишет Триллинг. Впрочем, уважение к прошлому, к заслугам отцов и дедов, к жертвам принесенным Советским Союзом и союзникам во Второй Мировой уже давно не в почете у критиков евразийских инициатив.
Триллинг также ссылается на кыргызских представителей, которые опасаются интеграции. Глава Национального альянса бизнес-ассоциаций У. Кыдырбаев высказал следующее мнение: «…Я лично считаю, что присоединение к ЕАЭС – это экономическое самоубийство. Мы ничего не производим». Действительно, производственная ситуация в КР не самая лучшая, но участие в ЕАЭС как раз таки позволит это исправить. И речь идет не только о российских или казахстанских инвестициях в экономику Кыргызстана. Центрально-азиатское государство становится еще более привлекательным для китайских бизнесменов, возможности которых, как видно, значительны. В Кыргызстане сравнительно дешевая электроэнергия, аренда площадей, а самое главное – рабочая сила. Все это, вкупе с китайским желанием выйти с помощью КР и других стран-участниц на российский рынок, позволяет быть уверенным в стабильном и большом потоке инвестиций в центрально-азиатское государство, чтобы не говорили евразоскептики.
Булат Мурзагалеев – эксперт ЦГИ «Берлек-Единство»