
В Казахстане начинается вторая пятилетка государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития. Как отмечают эксперты, второй этап ГП ФИИР, как и первый в 2008 г., приходится на кризис в мировой экономике. Однако источники финансирования проектов индустриального развития уже определены, в отличие от самих исполнителей. Как видно из результатов первой пятилетки ГП ФИИР, Казахстану сегодня необходимы специалисты самых разных отраслей и сфер. Прежде всего, развивающейся экономике страны нужны строители, инженеры и другие представители технических специальностей. Инфраструктурные объекты ФИИР-1 строились силами европейских, российских и китайских рабочих. Квалифицированные иностранные специалисты, конечно, необходимы любому государству, однако при этом теряется мультипликативный эффект, при котором программа индустриализации создает рабочие места еще на этапе строительства объектов.
Для реализации второго этапа государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития к работе собираются привлечь 17 тыс. специалистов с высшим образованием. Однако, что особенно важно, правительство страны держит курс на казахстанских специалистов. При этом согласно заявлениям представителей правительства РК, большинство рабочих должны быть представлено молодежью – выпускниками вузов.
В конце 2014 года в Казахстане было определено 11 вузов, которые займутся подготовкой кадров именно для проекта ФИИР-2. Ориентация программы на молодежь (особенно на студентов) не случайна. Недавние социологические исследования, проведенные в Казахстане, показали неутешительные результаты – довольно большая часть молодежи Казахстана не прочь уехать за границу «в поисках лучшей жизни». По разным данным, доля желающих уехать из страны среди молодежи может достигать 25%. Согласно работам социологов, проблема самореализации в вопросах миграции молодежи стоит не так остро, как принято думать. Гораздо важнее простой фактор доступности рынка труда, наличие подходящих вакансий для выпускника вуза.
В этой связи правительству Казахстана разумно привязывать один проект к другому. Программа индустриально-инновационного развития является ярчайшим тому примером. Общее число занятых только в рамках программы должно достигнуть 35 тысяч человек, и ориентация на выпускников вузов верна. Однако пока нужный эффект будет ощутим, Казахстан рискует потерять приличное число молодых специалистов. По этой причине нужны превентивные меры в области поддержки молодежи.
Если рассматривать проблему трудоустройства выпускников, как одну из основных в данной сфере, то целесообразным будет использовать потенциал межгосударственного сотрудничества. Если вакансии, существующие на рынке труда в Казахстане, не устраивают молодежь, то необходимо: во-первых, модернизировать систему образования, уделяя внимание востребованным на рынке специальностям; во-вторых, если вузы Казахстана пока не справляются с такими задачами, организовать обучение студентов в зарубежных вузах стран-партнеров. Многие страны мира практикуют программы, по которым молодой человек обучается в вузе за рубежом за счет государственных средств, после чего трудоустраивается на родине. Подобная социальная направленность скажется положительно, однако для реализации таких программ государству нужны средства.
Рассматривать что-то одно при поддержке молодежи будет не верно. Учебные заведения Казахстана, конечно, нуждаются в формировании совершенно новых образовательных программ и модернизации учебного процесса, однако уделять внимание только одной составляющей непродуктивно. Международное сотрудничество в системе образования является довольно гибким инструментом. Форматы такого взаимодействия могут быть абсолютно разными. Например, в рамках Евразийского экономического союза есть возможность организовать программы студенческого обмена, что будет полезно всем странам-участникам. Дополнительно, будет не лишним сформировать систему поощрений для студентов, отличившихся в науке. Как показывает практика, именно такие молодые люди, уезжая за границу, предпочитают там и остаться. При этом поощрения должны иметь реальную ценность. К примеру, государство может субсидировать покупку жилья не только для социально незащищенных слоев населения, но и для молодых специалистов, которые, несмотря на средний достаток, нуждаются в собственных квадратных метрах. Разумеется, возможностей материальной поддержки гораздо больше, проблема обеспечения жилплощадью является лишь примером. Так или иначе, лишь системный подход к молодежной политике способен сдвинуть ситуацию с мертвой точки, обеспечив молодых людей работой, а государственные проекты – квалифицированными кадрами.
Алексей Чекрыжов – эксперт ЦГИ «Берлек-Единство»