
В Казахстане сегодня особенно популярна тема атомной энергетики. Среди населения возобновились разговоры о целесообразности строительства атомной электростанции. Дополнительно, власти заявили о том, что в Казахстане к 2025 году должно появиться сразу две АЭС. Одна из них должна быть возведена в городе атомщиков Казахстана Курчатове, другая – в Алматинской области. Окончательное решение до сих пор не принято, однако специалисты данной области склоняются к этим площадкам.
Самый главный вопрос, которым задается население страны, это нужны ли вообще Казахстану атомные электростанции. Несмотря на заверения экологов о безопасности проектов, в Казахстане опасаются пагубного воздействия отходов ядерной энергетики. Существует мнение, что ввиду длительного характера утилизации ядерного топлива, Казахстан может превратиться в «кладбище ядерных отходов». Эти утверждения, конечно, утрированны. Специалисты сходятся во мнении, что атомные электростанции не принесут вреда окружающей среде Казахстана. Однако ядерную энергетику принято обсуждать и с точки зрения экономики.
В Казахстане практически нет проблем с поставками электроэнергии. Лишь некоторые северо-восточные населенные пункты получают электроэнергию с некоторыми затруднениями. Однако и эта проблема была решена путем транзита электроэнергии по территории России. В этой связи многие говорят о ненадобности АЭС. Вместе с тем, Казахстан известен наличием обширных месторождений урана, и не использовать этот ресурс было бы экономически неоправданно. Наличие сырья сильно облегчает работу по обеспечению АЭС топливом, которое также создается в России и Казахстане. Стоит помнить, что обслуживание ТЭС обходится государству значительно дороже, особенно учитывая доставку сырья и удельные мощности ТЭС республики.
Многие в Казахстане приводят в сравнение опыт Австралии, где законодательно запрещена постройка атомных электростанций, хотя страна также богата залежами урана. Однако никто не берет во внимание климатические условия Австралии, где зимой температура воздуха очень редко опускается до +10 градусов. Размеры двух стран вполне сопоставимы, однако стабильность и дешевизна энергетики в Казахстане на населении сказывается значительнее, нежели в Австралии, где климатические условия позволяют обходиться относительно малыми мощностями электростанций.
Масло в огонь подлили и недавние события вокруг исполнителя проектов строительства АЭС в Казахстане. В январе в Астане заявили о переговорах с японской Toshiba, владеющей дочерней американской атомной корпорацией Westinghouse. Японские энергетики вошли на рынок относительно недавно, однако уже успели реализовать несколько проектов на территории Евразии. В этой связи Toshiba называют главным конкурентом Росатома. С российской компанией Казахстан достиг договоренностей о строительстве АЭС еще осенью 2014 года. В декабре стороны подготовили соглашение о сотрудничестве. Утвердить документ планировалось в 2015 году, однако с началом переговоров Казахстан и Toshiba сотрудничество Астаны с Росатомом подвергли сомнению.
Казахстан настаивает на строительстве атомной электростанции с реактором средней мощности, которого у Росатома можно сказать нет. По крайней мере, нет испытанных технологий, по работе которых не возникло бы сомнений. Однако как недавно стало известно, японская компания также не располагает такими технологиями. В этой связи заявления о том, что взаимодействие Астаны с Росатомом сегодня ставится под сомнение, являются некорректными. Стоит отметить, что Казахстана и Toshiba берет начало с 2009 года, когда стороны впервые обсудили возможность поставок реактора в Казахстан. Однако СМИ преподносят эту новость, как отказ Астаны от услуг российской компании. Соглашения с Росатомом подписаны, и сторонам остается окончательно определиться лишь с технологическими нюансами строительства. Заявления о конкуренции Росатома с японской компанией более чем преждевременны, поскольку существует возможность поставок некоторых составляющих Toshiba, а реализации проекта Росатомом.
Алексей Чекрыжов – эксперт ЦГИ «Берлек-Единство»