Обвал российского рубля вызвал бурю эмоций в Казахстане. Причем эмоций противоречивых. От желания «поймать момент», вылившегося в глобальный шопинг-поход граждан Казахстана в Россию, до паники от мысли, что и в республике будет так же. Опасения эти имели веские основания, у тенге и рубля много общего. Однако, судя по последним событиям, девальвации в ближайшее время в Казахстане не будет. Однако при этом, одной из ключевых идей политики по выходу страны из кризиса является снижение зависимости от доллара США.
Поздно вечером 24 декабря казахстанское правительство и Национальный банк озвучили свой план борьбы с кризисом. В официальном сообщении говорится, о том, что укрепление доллара, снижение цен на углеводороды (на фоне роста сланцевой нефти в США) со 115 долларов за баррель в конце июня 2014 года до 63 долларов на 22 декабря 2014 года несут риски для экономики Казахстана. Поэтому в 2015 году экономическая политика страны будет направлена на нивелирование последствий внешних факторов для обеспечения социально-экономической стабильности в стране. Для этого планируется повышать конкурентоспособность экономики, поддерживать малый и средний бизнес, удерживать макроэкономическую стабильность и укреплять финансовую систему.
Именно это, по всей видимости, и предсказывал известный казахстанский экономист, советник председателя Национального банка Олжас Худайбергенов, когда несколько дней назад комментировал ситуацию корреспонденту ИА REGNUM: «Если состоится девальвация, то это принесет больше вреда, чем плюсов, причем закрепив новую закономерность, что девальвация будет каждый год. Поэтому у властей нет выхода, кроме как отказаться от нее и предложить иные варианты решения проблемы. В случае отказа от девальвации, и если он будет оформлен совместным заявлением Нацбанка и правительства, рынок воспримет всю серьезность заявления. И тогда девальвационные ожидания ослабнут или даже обнулятся, что приведет к постепенному снижению степени долларизации финансовой системы. В целом, я ожидаю, что к середине января наступит определенность, и дальше все вернется на свои места».
Президент страны Нурсултан Назарбаев в воскресенье вечером с экранов телевизоров призвал казахстанцев не волноваться.
«Я уже объявлял, что социальные обязательства государства ни в коем случае не будут сокращаться, — напомнил Назарбаев. — Это касается пенсий, заработных плат работников бюджетных организаций, остальных социальных выплат. Населению Казахстана не следует волноваться. У нас есть план на тот случай, если цена на нефть будет 70, 60, 50, 40 долларов за баррель. Имеются резервы, которые могут поддержать население, не допустить ухудшения его жизни».
Также президент напомнил, что банковские вклады размером до 5 миллионов тенге гарантированы государством, для чего создан специальный фонд.
Таким образом, глава государства заверил, что кризис Казахстан переживет с минимальными потерями.
Триллион из Нацфонда и другие меры
В Казахстане, как и в России, существует специальный фонд, где аккумулируются сверхдоходы от импорта энергоресурсов. В России этот фонд называется Стабилизационным, а в Казахстане — Национальным.
Так вот, для поддержки экономики из Нацфонда в феврале будет выделен триллион тенге (5,5 миллиардов долларов). Эти деньги будут направлены на кредитование бизнеса, оздоровление банковского сектора, а также на строительство инфраструктуры свободных экономических зон и объектов международной выставки «Экспо-2017».
По три миллиарда долларов ежегодно в течение трех лет будут направлены на реализацию новой экономической политики «Нұрлы Жол», подразумевающей развитие транспортно-логистической, энергетической и индустриальной инфраструктур. Также предполагается модернизация ЖКХ, сетей водо- и теплоснабжения и строительство школ и жилья.
Ожидается помощь международных финансовых организаций в размере 9 миллиардов долларов.
Ожидается, что в результате инфляция не превысит 6-8%. Также власти обещают, что резких колебаний курса национальной валюты не будет.
Ряд мер будет направлен на поддержку тенге и снижение зависимости национальной экономики от доллара. В частности, будет вдвое увеличена сумма гарантированного государством депозита. Сейчас она составляет 5 миллионов тенге (27,4 тысячи долларов). Кроме того, будет введен запрет на установление цен в условных единицах.
Предновогодний ажиотаж
А ведь слухи о предстоящей девальвации муссировались несколько последних месяцев. Цена на нефть падает, а это значит, что, как и России, зависимому от экспорта энергоресурсов Казахстану не стоит ждать ничего хорошего.
Когда грянул российский «черный вторник», казахстанцы праздновали День независимости. Однако было не до веселья. В республике пристально следили за изменением стоимости нефти, курсом рубля и ажиотажем в РФ. Выходными были вторник и среда. По стране поползли слухи, что уже в четверг, когда чиновники выйдут на работу, и грянет девальвация. Предсказывали разное, порой пугающее. Например, что доллар будет стоить 250-300 тенге (сейчас курс 180-185). Также говорили, что банки приостановили кредитование и снизили ставки по депозитам в национальной валюте. А также, что в обменниках закончились доллары.
Но пришел четверг, и все вздохнули с облегчением. Нет девальвации. Но страшилки сарафанное радио все равно передает.
В отличие от россиян, казахстанцы не ринулись покупать бытовую технику, машины и прочие товары, без которых вполне можно прожить. Но некоторые предприниматели все же обсуждали использование лозунга «Успей потратить до девальвации». А казахстанцы на всякий случай все же переводят сбережения в другие валюты.
Опасения казахстанцев были основаны не только на ситуации в России и падении цен на энергоресурсы. Не вызывали оптимизма и сделанные несколько месяцев назад прогнозы Национального банка (аналог Центробанка России). Помнится, после февральской девальвации главный банкир страны Кайрат Келимбетов говорил, что девальвация, мол, осуществлена с запасом и что пока доллар не будет стоить 40-42 рубля, а цена на нефть будет держаться выше 80 долларов за баррель, опасаться нечего. Тогда эти цифры выглядели нереальными, так что довод казался убедительным. Но сегодня обозначенные барьеры пройдены. Что дает основания для сомнений.
В банках все спокойно
В крупных банках, куда мы обратились за комментариями по поводу ажиотажа, также пытались успокоить общественность. Напомним, ходили слухи, что банки взяли паузу в кредитовании, что не продают доллары.
Пресс-служба «Казкоммерцбанка», входящего в тройку крупнейших банков страны, заверяет, что кредитование, как в тенге, так и в долларах, осуществляется в обычном режиме. Кроме того, сообщается, что ставки по депозитам в последнее время не менялись. Правда, наблюдается «незначительное увеличение спроса в обменных пунктах на доллар», но в Казкоме его связывают с предстоящими новогодними праздниками и планами населения на зарубежные поездок в этот период.
В крупнейшем розничном банке страны «Каспи» нам также сообщили, что работа продолжается в обычном режиме.
И в казахстанской «дочке» российского банка ВТБ особых изменений нет. Разве что сроки рассмотрения заявок на получение кредита увеличились, что связано «с окончанием текущего года и предстоящими праздничными днями», сообщает пресс-служба. Кроме того, пересмотрены условия по одному из пяти депозитов. А вот обмен валюты осуществляется как обычно, без каких-либо ограничений, информирует банк.
В свою очередь, Нацбанк неделю назад заверил, что иностранной валюты в стране достаточно. «Национальный Банк Республики Казахстан и его территориальные филиалы осуществляют ежедневный мониторинг ситуации на валютном рынке во всех областях страны, а также в городах Астана и Алма-Ата. Обменные пункты обеспечены достаточным объемом наличной иностранной валюты, как со стороны банков второго уровня, так и со стороны Национального Банка», — заявил финансовый регулятор.
Путь вниз Напомним, казахстанская валюта появилась на свет 15 ноября 1993 года, 21 год назад. И с тех пор она то быстро, то медленнее, но все же сдает позиции по отношению к американскому доллару. В первые годы жизни тенге свирепствовала гиперинфляция. В 1993 году доллар стоил 4,7 тенге, а спустя четыре года — 75 тенге.
В 1999 году было зафиксировано резкое падение казахстанской валюты — с 84 до 138 тенге за доллар. В 2005 был достигнут новый уровень — почти 156 тенге. Однако потом некоторое время тенге укреплялся.
В 2009 перед девальвацией он стоил 120 тенге, после — вновь около 150.
В феврале 2014 года власти вновь без предупреждения отпустили тенге до уровня 186 тенге.
Две одномоментные неожиданные девальвации подорвали доверие народа к финансовой политике государства. Поэтому слухи о предстоящем финансовом потрясении возникают теперь довольно часто. В большинстве случаев — необоснованно. Неоднократно в обществе высказывалось мнение о том, что девальвация должна быть постепенной, как в России.
Между тем, коммунисты, представляющие меньшинство в парламенте, недавно высказывали мнение, что необходимо законодательно обязать Нацбанк предупреждать народ о предстоящей девальвации. По мнению депутата от коммунистической фракции Айкына Конурова, прозрачность принятия подобных решений позволит защитить права граждан и предпринимателей, повысит доверие к национальной валюте и обеспечит предсказуемую денежно-кредитную политику государства.
Также он предлагал определить механизм компенсации потерь в случае резкого снижения курса тенге по банковским и прочим накопительным вкладам. Депутат считает, что необходимо определить меры по компенсации потерь в результате одномоментного снижения курса нацвалюты по долгосрочным банковским вкладам в тенге, пенсионным и образовательным накоплениям, а также различным накопительным вкладам. Однако пока подобные законодательные поправки власти не считают необходимыми.
Источник:
ИА REGNUM