
В Кыргызстане сегодня обостряются девальвационные опасения. Население страны пристально следит за динамикой курса рубля по отношению к доллару, так как валютный курс в России эхом отзывается в Кыргызской Республике. Звучат предложения по отсрочке вхождения Кыргызстана в Таможенный союз. Это обусловлено опасениями, что рецессия российской экономики потянет за собой и экономические системы стран Таможенного союза. Надо признать, что опасения небезосновательны, однако не стоит недооценивать уровень развития российской экономики.
По мнению некоторых экспертов, экономика Кыргызстана, которая представлена легкой промышленностью, может серьезно пострадать, если ситуация на финансовом рынке России не стабилизируется в ближайшее время. Представители швейной промышленности отмечают, что направленная на экспорт продукция подорожала, и российские клиенты стали отказываться от закупок кыргызской продукции. Сопутствующие материалы легкой промышленности (а также реэкспортируемая продукция Китая) также выросли в цене, что сказывается на представителях торговли Кыргызстана.
Дополнительно, аграрии страны вынуждены продавать сельскохозяйственную продукцию по завышенным ценам. С одной стороны, кыргызским предпринимателям это выгодно. Но, вместе с тем, некоторые российские покупатели могут отказаться от поставок из Кыргызстана. Однако если рассматривать проблему с позиции российского рынка, можно предположить, что ничего катастрофического для кыргызских аграриев не случилось. Россия сейчас диверсифицирует поставки продуктов питания в пользу Центрально-Азиатских стран, отходя от европейских поставок. Российские потребители пока не могут отказаться от продукции сельского хозяйства стран Центрально-Азиатского региона в связи с отсутствием альтернатив.
Что действительно опасно для экономики Кыргызстана, так это то, что падение курса рубля отрицательно сказалось на доходах мигрантов. Работающие в России киргизы раньше перечисляли на родину большие суммы, нежели сегодня. Если средняя заработная плата мигранта несколько месяцев назад достигала 1500-2000 долларов, то сегодня она составляет 1000-1500 долларов. В этой связи в Кыргызстан поступает меньше переводов. При этом зависимость экономики Кыргызской Республики от переводов мигрантов может сказаться и на банковском секторе страны. Недавние исследования показали, что многие кредиты кыргызстанцев оплачивались за счет денежных переводов из России. С другой стороны, закредитованность населения Кыргызстана не столь велика, чтобы процент необслуживаемых кредитов вырос значительно.
Несмотря на некоторые трудности взаимозависимости экономик Кыргызстана и России, мысли о приостановлении интеграции КР в Таможенный союз несколько безосновательны. Например, выравнивание цен между Белоруссией, Казахстаном и Россией 5 лет назад не происходило быстро. Эти процессы идут до сих пор. Поэтому резкого скачка цен на импортную продукцию ждать не стоит. К тому же, предприниматели России, которые планировали выход на рынки Кыргызстана, сегодня вынуждены что называется «не дергаться», пережидая нестабильный период на финансовом рынке.
Конечно, доподлинно неизвестно как долго будут продолжаться колебания рубля. Однако думать, что российская экономика не способна себя защитить, тоже не стоит. Правительство России и Центральный банк не исчерпали инструментарий воздействия на финансовый сектор страны. Россия все-таки богата основными природными ресурсами. Несмотря на снижение мировых цен на нефть и золото на мировом рынке, импортеры ресурсов осознают, что без российского экспорта промышленность Европы встанет на месте. Ввиду переориентирования российского экспорта на Восток, страны Запада все чаще заявляют о нецелесообразности введенных санкций. Эксперты Кыргызстана называют сложившуюся ситуацию экономической войной против России, последствия которой сказываются на Центральной Азии. Однако если это так, то войну нельзя назвать проигранной. Российские предприниматели и промышленники не покидают иностранные рынки, хоть и испытывают неудобства в связи с диверсификацией экспорта. За прошедшие двадцать лет Москва смогла обеспечить те темпы роста, при которых «убить экономику» внешним воздействием нельзя. К тому же, восточные партнеры России изъявляют готовность нарастить сотрудничество, заняв нишу импортеров вместо стран Запада. По большому счету, не возникает вопроса, сможет ли Запад обойтись без российской экономики. Основной вопрос: как долго Запад выдержит собственные санкции? В этой связи в Кыргызстане (как и в других странах региона) населению все-таки не стоит паниковать и скупать валюту. Нестабильный период разумнее переждать.
Алексей Чекрыжов – эксперт ЦГИ «Берлек-Единство»