
На прошлой неделе парламент Армении ратифицировал договор о вступлении в Евразийский экономический союз (ЕАЭС), а на этой депутаты Жогорку Кенеш одобрили в третьем чтении очередной пакет законопроектов для реализации «дорожной карты» по присоединению Кыргызстана к ЕАЭС.
Разработанные в соответствии с договорно-правовой базой структур евразийской интеграции документы были приняты депутатами кыргызстанского парламента. Таким образом, были внесены поправки в законы «О конкуренции», «О защите прав потребителей», «О внутренней торговле КР» и ряд других документов. Примерно в это же время пресс-служба правительства заявила о готовности проекта договора о присоединении Кыргызстана к ЕАЭС.
Одно из главных достижений премьерства Ж. Оторбаева считается проявленная им оперативность по доработке регламентов и принятию законов в целях гармонизации кыргызстанского законодательства и нормативно-правовой базы стран-участниц ЕАЭС.
Вопросы присоединения Кыргызстана к Таможенному союзу (ТС), а затем и Евразийскому экономическому союзу политизировались на протяжении последних лет различными акторами. Однако сейчас, когда вопрос вышел на финишную прямую, властям похоже удалось обуздать информационное поле. Критики и негатива гораздо меньше, что, в дальнейшем, может пагубно сказаться на перспективах оппозиции, в том числе и электоральных.
Евразийский банк развития (ЕАБР) в своем последнем замере общественного мнения по вопросам интеграции на постсоветском пространстве зафиксировал резкое снижение популярности идеи вступления Кыргызстана в ТС и ЕАЭС. Согласно полученным данным, сторонников присоединения Кыргызстана к структурам евразийской интеграции в стране осталось 50 %. Такое положение дел эксперты и аналитики массированной пропагандистской кампанией в Кыргызстане, направленной против евразийской интеграции, которую действительно можно наблюдать в различных масс-медиа.
Агитирующие против евразийской интеграции силы в Кыргызстане, как правило, являются противниками режима власти нынешнего президента страны А. Атамбаева. Пожалуй, в этой внутриполитической конфигурации кроется главным драйвер антиевразийских настроений в стране. Если вы являетесь противником Атамбаева, а тот, в свою очередь, поддерживает евразийскую интеграцию, значит, вы автоматически противник вступления Кыргызстана в ЕАЭС и ТС. Именно такой формулой руководствуются большинство противников евразийской интеграции в Кыргызской республике.
Однако поскольку реальных геоэкономических альтернатив ЕАЭС для Кыргызстана нет, а укрепление отношений с Россией приносит Бишкеку много выгод, для А. Атабмаева и Ж. Оторбаева становится жизненно важным вопрос обеспечения как можно скорейшее вступление страны в ЕАЭС. За долгие годы переговорного процесса Кыргызстан итак получил немало преференций от Москвы и частично Астаны.
Посетив на прошлой неделе Москву, Ж. Оторбаев получил подтверждение ранее достигнутых договоренностей о финансовой помощи по реализации дорожной карты по вступлению страны в ЕАЭС. Кстати, помимо Москвы Ж. Оторбаев посетил и Республику Башкортостан, который все больше позиционируется в качестве субъекта Российской Федерации, участвующего в евразийской интеграции в формате «R2R» («регион с регионом»), что представляет определенную ценность для диверсификации структур евразийской интеграции.
Таким образом, официальный Бишкек демонстрирует активность и пытается успеть присоединиться к ЕАЭС в срок. При этом в Кыргызстане понимают, что после вступления в ЕАЭС «всплывет» ряд проблем, которые позволят оппозиции осуществлять предметную критику этого шага. И все-таки, на мой взгляд, можно утверждать, об определенном консенсусе по вопросам вступления Кыргызстана в ЕАЭС среди акторов внутриполитического поля. Его проявляют как депутаты Жогорку Кенеш, так и другие политические силы в стране. Этот консенсус нельзя назвать результатом субъектного соглашения, скорее он свидетельствует о возрастающем влиянии исполнительной власти в Кыргызстане.
Так же можно прогнозировать, что его будет достаточно для успешного присоединения страны к ЕАЭС. Однако преимущества от евразийской интеграции в краткосрочной перспективе не столь очевидны, поэтому Ж. Оторбаеву и, особенно А. Атамбаеву, в дальнейшем придется уделять много внимания нейтрализации искусственно формируемого недовольства в обществе по поводу вступления страны в ЕАЭС.
Дмитрий Михайличенко - ЦГИ «Берлек-Единство»