
В Астане Нурсултан Назарбаев принимает с официальным визитом президента Франции Франсуа Олланда. Кроме визита главы Франции, в столице проходит казахстанско-французский бизнес-форум. По сообщению Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан, в рамках встречи делегатов Франции и казахстанских предпринимателей, было подписано 15 коммерческих соглашений на общую сумму 530,3 млн. долларов. Однако главным событием мероприятия, разумеется, является встреча первых лиц. Президент Франции должен пробыть в Казахстане всего два дня, но уже сегодняшний день выдался весьма продуктивным. Основной темой обсуждения глав государств является экономическое сотрудничество стран. Президенты не забыли обсудить и актуальные, что называется «накипевшие», вопросы.
Нурсултан Назарбаев напомнил Олланду о позиции своего традиционного союзника – России в конфликте с Западом. Президент Казахстана привел слова послания Владимира Путина от 4 декабря, и напомнил о готовности Российской Федерации к поиску компромисса: «Первая часть вопроса вчерашнего послания Владимира Путина… Он говорил о том, что Россия открыта для переговоров, диалога. Россия не собирается закрываться от мира. Наоборот, хочет сотрудничать. … нарушены все международные права, уменьшилось доверие между крупными главами государств, расформирован G8, и куда это все может привести?».
Слова президента Казахстана, желал он того или нет, должны были напомнить Олланду о нормах торговли и поставках вооружения в Россию. Обязательства, которые взяла на себя Франция по продаже вертолетоносцев «Мистраль», так и не были выполнены. В этой связи под вопрос становится не только имидж французской оборонной промышленности, но и позиция всех потенциальных партнеров-предпринимателей этой страны. Если в бизнесе Франции все так сильно зависит от внешней политики Евросоюза, так ли надежны европейские партнеры? К слову, население Франции (среди которых и представители бизнеса) относится к заявлениям своего правительства о замораживании поставок вертолетоносцев отрицательно.
Доподлинно неизвестно обсуждались ли вопросы надежности партнерства казахстанского бизнеса с французским, однако, можно предположить, что предпринимателей РК этот вопрос держали в уме. И пусть Казахстан не покупает французские вертолетоносцы, а сферами сотрудничества страны называют нефтегазовую, горнорудную промышленность, банковский сектор и сельское хозяйство, имиджевую составляющую большого бизнеса никто не отменял. Таким образом, Франция поставила себя в не самое выгодное положение прямо перед форумом в Казахстане, который является экономическим союзником России.
Нурсултан Назарбаев, как и президент России, высказывается о конфронтации Запада и РФ отрицательно. Из-за этих процессов взаимодействие сторон может быть затруднено. Глава Казахстана не забыл упомянуть про потенциал Евразийского экономического союза, по праву назвав его своим детищем. Крупнейшими торговыми партнерами Казахстана сегодня являются Россия, Китай и Европейский союз. Отмена барьеров в рамках Таможенного союза сказывается положительно не только на торговле с Россией. Иностранные компании в последнее время рассматривают Казахстан в качестве стартовой площадки для выхода на более крупный российский рынок. 170-миллионный общий рынок ЕАЭС, который постепенно расширяется, уже стал желанным для многих европейских производителей. Опять-таки, из-за санкций, введенных Европой против экономики РФ, эти процессы замедляются. В этой связи заявления Нурсултана Назарбаева о необходимости сотрудничества Европейского союза с Евразийским очень важны. Однако пойдет ли на это Запад пока не ясно. С уверенностью можно сказать лишь о предстоящем выборе Европейского союза между шагами в сторону эскалации конфликта или решениями в пользу экономического сотрудничества сторон.
Алексей Чекрыжов – эксперт ЦГИ «Берлек-Единство»