
Древняя китайская мудрость гласит: «не дай вам Бог жить в эпоху перемен». Но переломные моменты истории – это не только период испытаний, но и время новых возможностей.
Именно на исторических изломах со всей значимостью проявляется роль личности, влияние лидерского фактора на государственное строительство. Это характерно не только для постсоветских республик, но и для многих стран мира, пошедших через транзитный этап политического и экономического развития.
Многолетние споры ученых о роли личности в истории носят во многом методологический характер и вряд ли будут завершены в ближайшее время. Однако никто не сможет отрицать, что Ататюрк, Ли Куан Ю, Дэн Сяопин, Петр I или Шарль де Голль сыграли значимую роль в выборе стратегического пути развития своих государств в конкретный кризисный период. За что получили справедливое признание и благодарность современников и потомков.
День Первого Президента Республики Казахстан – хороший повод для того, чтобы обратить внимание на лидерский фактор в контексте постсоветских реалий.
Личностный фактор в постсоветских политических системах по объективным и субъективным причинам проявляется особенно зримо. Сложно представить себе современный Азербайджан вне привязки к реформам Гейдара Алиева. Так же и как и сегодняшняя Россия напрямую взаимосвязана с фигурой Владимира Путина. И эта взаимосвязь еще больше подкреплена и легализована необычайно высокими рейтингами общественной поддержки.
Максимально рельефно фактор национального лидера, роль личности в истории проявилась в Казахстане. Вне зависимости от внешней конъюнктуры и от того, какие задачи стояли перед РК во внутриполитической повестке дня, Нурсултан Назарбаев на протяжении последних 23 лет является «лицом страны», устойчиво ассоциируется с современным Казахстаном в глазах всего мирового сообщества.
Какие шаги и решения определяют место Нурсултана Назарбаева в истории независимого Казахстана? Какие качества позволили Первому Президенту РК, невзирая на все сложности и ограничители, стать успешным архитектором казахстанских реформ, Елбасы - лидером казахстанской нации?..
Анализируя 23-летний путь развития Казахстана в постсоветский период, можно сделать вывод о том, что за эти годы в Республике была сформирована конкурентоспособная политическая и экономическая системы. В каждой из точек ответственного выбора президент Казахстана уверенно принимал решения, предопределившие путь страны на десятилетия вперед. Это относится к выбору и государственной управленческой модели, и безъядерного статуса Казахстана, и системы рыночных преобразований, и антикризисных инициатив, и принципов национальный политики, и стратегических программ модернизации казахстанского общества.
Преодоление политического кризиса 1993-1995 гг. и упразднение Верховного Совета, болезненные рыночные реформы, перенос столицы в Астану, борьба с кризисными явлениями в 1998 г., а затем в 2007-2009 гг. – эти не всегда популярные меры требовали от Нурсултана Назарбаева решительности, глубокого понимания ситуации, необходимой жесткости. Но и эффект от подобного подхода существенен. И в этом смысле политический стиль Нурсултана Назарбаева можно описать казахской пословицей - Шапшаң жүргенге шаң жұқпас (К быстро идущему пыль не пристает).
Вместе с тем, что одним из элементов позитивного восприятия образа Нурсултана Назарбаева как в самом Казахстане, так и за рубежом, является соединение в его фигуре качеств мудрого казахского хана-правителя по аналогии с Абылай ханом с представлениями о сильном демократическом лидере европейского склада. Такое соединение двух начал в образе Нурсултана Назарбаева представляется важным с точки зрения формирования казахстанской идентичности на основе синтеза многих культур, этнических и религиозных особенностей.
Говоря о внешнем позиционировании Нурсултана Назарбаева, можно заметить богатую типологию образов казахстанского президента. С одной стороны, это результат грамотной имиджевой работы команды президента, с другой – международному общественному мнению гораздо легче воспринимать Нурсултана Назарбаева через хорошо знакомые образы государственных деятелей. Причем, лидерский тип, с которым чаще всего ассоциируется президент Казахстана за рубежом, очевиден – это руководитель, который делает ставку на следование мировым практикам по демократизации общества, опираясь на национальную специфику и сильную исполнительную власть.
Например, в контексте формирования и реализации программы антикризисного управления 2007-2009 годов, подкрепленной обращением к внешнему миру с глобальными антикризисными инициативами, вполне уместны были параллели между Нурсултаном Назарбаевым и 32-ым президентом США, борцом с “Великой депрессией” Франклином Делано Рузвельтом.
Действительно, предложенный президентом Казахстана комплекс антикризисных мер, включая усиление роли государства в экономике и реализацию социально-ответственной политики, позволяет проводить сравнения с "Новым курсом" Ф. Д. Рузвельта. Методологический отсыл к антикризисной политике Рузвельта можно заметить и в объявленной Нурсултаном Назарбаевым «новой экономической политике» «Нурлы Жол».
Другим известным государственным деятелем, параллели с которым дополняют «внешний» образ Нурсултана Назарбаева, является Мустафа Кемаль Ататюрк. Корреляция между этими двумя государственными деятелями осуществляется через восприятие “азиатско-европейских” государственных моделей, совмещающих лучшие мировые стандарты и практики с уникальной национальной спецификой развития. Нельзя не вспомнить концептуальную схожесть и масштабы реформ Назарбаева и Ататюрка. Оба лидера обращались в своей деятельности к практике переноса столиц, что и в том, и другом случае ознаменовало переход к новому этапу развития государства. Оба положили начало формированию нового класса государственных управленцев. В Турции ими стали «младотурки», в Казахстане – «болашаковцы».
В то же время, если Мустафа Кемаль Ататюрк опирался в своих действиях на национализм и патриотизм, то реформы Нурсултана Назарбаева полностью соотносятся с казахстанской моделью межэтнической и межконфессиональной толерантности и идеей сплочения казахстанского общества через модель общегражданского патриотизма.
Наконец, одним из наиболее распространенных типов внешнего позиционирования Нурсултана Назарбаева является образ творца «казахстанского чуда», который смог за относительно короткий промежуток времени поставить страну на рельсы динамичного экономического развития. Это восприятие ставит Нурсултана Назарбаева в один ряд с такими азиатскими реформаторами, как: Ли Куан Ю, Дэн Сяопин, Махатхир Мохамад.
Закрепится ли за Казахстаном образ «Азиатского барса», - покажет время. Однако имя Нурсултана Назарбаева уже прочно вошло в историографию вопроса о роли личности в истории. Также очевидно, что персонификация казахстанского пути развития в лице Первого президента – объективная неизбежность. И дело не только в наличии у Нурсултана Назарбаева политической интуиции, прагматичного подхода к проблемам, решительности и способности прогнозировать события. Какой бы образ на него ни примеряли, президент Казахстана обладает уникальным набором качеств. В первую очередь, способностью чутко воспринимать общественный запрос и выстраивать стратегию действий на стыке соприкосновения интересов элиты и общества. В совокупности с успешным международным позиционированием, позитивным и даже комплементарным восприятием личности президента Казахстана в России, на Западе, государствах Азиатско-тихоокеанского региона, мусульманском мире это создало успешную основу «феномена Назарбаева».
Между тем, в условиях динамичных изменений на первый план выходят новые задачи. Очередная «эпоха перемен» требует обновления базовых социально-экономических институтов перед угрозой кризисных тенденций. И судя по содержанию Послания «Нурлы жол» президент Казахстана знает ответы на актуальные вызовы современного миропорядка.
Источник:
ia-centr.ru