
Процессы и события, происходящие на мировой арене, вынуждают видных политических деятелей пересматривать свои взгляды на важнейшие вопросы внешней политики. В частности, речь идет о западных политиках, как действующих, так и «экс». Еще недавно единый механизм по разработке санкций действовал слаженно, публиковал громкие заявления и обвинения в отношении России. Но теперь, в особенности в свете разрастающейся угрозы на Ближнем Востоке, наиболее дальновидные из числа западных представителей уже говорят о «неизбежной» необходимости сотрудничать с Москвой, как минимум, в вопросах борьбы с экстремизмом и терроризмом.
К примеру, экс-премьер-министр Великобритании Тони Блэр. Не забыв «для галочки» обвинить РФ в мнимой аннексии Крымского полуострова, признал то, что западных усилий в борьбе с Исламским государством (ИГ), успешно развивающимся на территориях Ирака и Сирии, не хватает. «…я считаю важной нашу готовность сотрудничать с Россией там, где это абсолютно необходимо, например в борьбе с исламистским экстремизмом» - заявил экс-премьер. Непонятным остается, о какой готовности идет в данном контексте речь, ведь разговоры о налаживании диалога с Москвой только начались. К тому же, изначально провальным для западных представителей представляется построение диалога с «русским националистом», как охарактеризовал российского президента В. Путина Т. Блэр: «… Ключ к постижению Путина в том, что он русский националист. Он верит в усиленную Россию. Он публично порицал распад СССР. Я лично считаю, что есть способ сделать Россию сильной, связанный с внутренними реформами, преобразованием институций в стране, а также «подключением» России к современному миру». Блэр не учитывает ни различие понятия «националист» и «патриот», ни различие менталитета российского человека и того же европейца. Первое что, по его мнению, действительно «сделает РФ сильной» – это любовное отношение к сексуальным меньшинствам, вкупе с отказом от традиционных ценностей. В данном случае, необходимым для западных представителей подобных Т. Блэру представляется пересмотр устоявшихся внешнеполитических ориентиров, что в теории может позитивно повлиять на отношения в формате Россия-ЕС.
Более аккуратным в своих заявления был новоиспеченный посол США в РФ Д. Теффт. «…Я лично хотел бы, чтобы мы больше сотрудничали (с РФ – прим. авт.) на Ближнем Востоке — в борьбе с «Исламским государством» в Сирии» - сказал в интервью газете «Коммерсант» американский посол. Не удивительно, что известный в дипломатических кругах Теффт не заострял внимание на острых вопросах в отношениях между Россией и штатами (украинский кризис, санкционное противостояние), ведь этот период работы, скорее всего, станет самым сложным за его дипломатическую карьеру, и теперь он действует максимально аккуратно. «… Джон Теффт, безусловно, будет иметь здесь достаточно принципиальных, твердых собеседников. И в министерстве иностранных дел, и в администрации президента. Я думаю, он впервые столкнется с такой ситуацией. Это будет испытание для Джона Теффта. Америку везде боятся. И сегодня, когда Россия продемонстрировала независимый курс во внешней политике, это вызывает восхищение у большей части населения Земного шара» – заявил в эфире радио «Спутник» независимый политический обозреватель, экс-дипломат В. Матузов. Действительно, современные реалии показывают упадок американской гегемонии на мировой арене, с чем, безусловно, будет трудно смириться людям с классической «ковбойской» закалкой, сформировавшейся в период Холодной войны. Однако само признание значимости РФ говорит уже о многом.
Примечательно, что интерес вызывают и «протекционистский», как его охарактеризовали западные эксперты, Евразийский экономический союз (ЕАЭС). В ходе заседания бундестага канцлер ФРГ А. Меркель признала перспективность сотрудничества ЕАЭС с Евросоюзом в экономических вопросах: «…Мы готовы обсуждать между Евразийским союзом и Европейским союзом торговые вопросы». Непонятным все же остается то, каким образом будет строиться предполагаемое сотрудничество, ведь так любимые Западом санкции противоречат экономическому взаимодействию и, как следствие, общему развитию. Поэтому, для успешности любого типа взаимодействия на уровне организаций, ЕС для начала предстоит отказаться от очевидного, тотального подчинения Вашингтону, отменить все виды искусственно созданных ограничений, и начать построение диалога с Кремлем с оглядкой на Акорду, так как Президент Казахстана Н. Назарбаев как никто другой знает наиболее продуктивные пути сотрудничества с Россией.
Булат Мурзагалеев – эксперт ЦГИ «Берлек-Единство»