
Понятие этнического меньшинства де-факто используется в кыргызстанской политике, однако четкого определения ему нет. В частности, это понятие используется для системы квотирования при выборах депутатов в Жогорку Кенеш. Под систему квотирования подпадают женщины, этнические меньшинства и молодежь. Таким образом, государство пытается повысить роль недостаточно вовлеченных в сферу политики социальных и социально-демографических групп.
Третий созыв Жогорку Кенеша запомнился тем, что в нем не было ни одной женщины–депутата. Только в 2007 году, после внесения изменений в Кодекс о выборах, стали выделяться квоты для женщин, молодежи и представителей национальных меньшинств. В нынешнем, пятом созыве парламента представительство женщин составляет 22%. Четверо из пяти вице-спикеров Жогорку Кенеша – женщины. При этом, в местных кенешах женщин депутатов меньше (около 16 %), а среди глав айыл окмаоту нет и 5-ой % представленности. В Кыргызстане всего две женщины – акимы районов и одна - губернатор, то есть полномочный представитель правительства в области.
Функционирование системы квотирование несколько ослабляет политическую борьбу за депутатские мандаты, однако позволяет пройти в парламент тем, кто в случае отсутствия квот никогда бы депутатом не стал. Это положение верно для большинства русскоязычных женщин-депутатов Жогорку Кенеш. Речь идет о Татьяне Левиной («Ар-Намыс»), Ирине Карамушкиной («СДПК»), Наталье Никитенко («Ата-Мекен»). Лишь, пожалуй, Галина Скрипкина («СДПК») могла бы претендовать на попадание в Жогорку Кенеш и без существующей ныне системы квотирования.
Г. Скрипкина – квалифицированный юрист и доверенное лицо Президента страны Алмазбека Атамбаева. Скрипкина имеет прямой выход на президента и очень часто общается с ним. В период, предшествовавший апрельской революции, именно Скрипкина помогала Атамбаеву отбиваться от наседавших силовиков, действовавших по указке К. Бакиева.
Галина Скрипкина пользуется уважением и авторитетом своих коллег, однако скорее – это не публичный политик, а высокопрофессиональный специалист, умеющий проводить качественную и кропотливую работу. Вот уже несколько созывов Скрипкина присутствует в Жогорку Кенеш, и может считаться политическим долгожителем. За то время когда А. Атамбаев будет оставаться у власти, работа для Г. Скрипкиной всегда будет.
Остальные русскоязычные депутаты-женщины Жогорку Кенеш значительно уступают Г. Скрипкиной в своей политической субъектности. Например, И. Карамушкина от той же провластной партии «СДПК», имеет также определенное влияние и медийность, которая, впрочем, связывается скорее со скандалами и обвинениями журналистов. Так, в кыргызстанской

прессе порою выходят оскорбительные для депутата намеки на ее пристрастия к алкоголю (такие намеки идут и в адрес президента страны). А недавно Карамушкина выиграла суд у одного из журналистки, написавшей про то, что водитель депутата задавил человека, находясь в нетрезвом виде.
Имя Татьяны Левиной из «Ар-Намыс» гораздо меньше мелькает на страничках кыргызстанской прессы. Сама партия «Ар-Намыс» поддерживает курс Кыргызстана на сохранение хороших отношений с Россией, и присутствие русской женщины среди депутатов этой фракции в парламенте страны объяснимо.
А вот членство Натальи Никитенко в рядах «Ата-Мекена» гораздо менее обоснованно. Атамекеновцы известны своей демагогической и даже национал-патриотической риторикой. В этом контексте присутствие в списках Никитенко объясняется в основном существующей системой квотирования.

Итак, нельзя сказать, что русскоязычные женщины в Жогорку Кенеш играют яркую роль. Незнание кыргызского языка ограничивает их возможности публично выдвигать законодательные инициативы и участвовать в дискуссиях. Поэтому они не очень стремятся выходить на трибуну, дабы не навлечь на себя гнева политических оппонентов (желающих получить легкие политические очки за счет демагогии по поводу обязательного знания кыргызского языка всегда много).
В то же время, можно сказать, что сама по себе система квотирования по национальному признаку имеет мультикультуралистскую основу. Несмотря на обоснованную критику этого вектора в полиэтнических обществах, можно утверждать, что для сохранения межэтнического баланса на этом этапе развития Кыргызстана он необходим. Пользуясь этим, русскоязычные женщины Кыргызстана охотно баллотируются в депутаты, а политические партии включая их в свои списки, таким образом, «убивают двух зайцев» «закрывая» квоту по этническому и гендерному признаку одновременно.
Дмитрий Михайличенко - ЦГИ «Берлек-Единство»