
Официальные лица Казахстана заявляют о необходимости отхода от долларизации экономики. Премьер-министр РК Карим Масимов назвал дедолларизацию страны необходимой составляющей экономической политики, и обозначил важность отхода сознания населения от пересчета ценовых показателей в долларовый эквивалент. Премьер Казахстана обозначил долларизированость экономики в размере 40%. Действительно, если в соседней России население ведет расчет в национальной валюте, то граждане Казахстана привыкли рассчитывать стоимость недвижимости, уровень заработный платы и другие социально-экономические показатели в долларах. С социальной точки зрения в этом нет ничего плохого – доллар является мировой валютой, а тенге в последнее время нестабилен. Однако в аспекте макроэкономической политики государства такая позиция населения невыгодна.
Население Казахстана не сильно волнует то, что может повлечь за собой излишнее влияние доллара во взаиморасчетах, и это вполне нормально. Однако управляющие органы Казахстана не могут не проводить политику понижения зависимости экономики от внешних факторов, к которым можно отнести и долларизацию. В этой связи заявления Карима Масимова весьма значимы. Дело в том, что Национальный банк является государственным агентом, деятельность которого направлена на реализацию финансовой политики в рамках заданной стратегии развития. Показатель долларизированности экономики Казахстана показывает объем денежной массы, который Национальный банк не контролирует. Таким образом, финансовый регулятор Казахстана не может воздействовать на 40% денежной массы Казахстан (по приблизительным подсчетам самого Национального банка). Это значит то, что финансовая система страны
подвержена внешним рискам, так как не обеспечивается финансовая безопасность рынков РК.
Когда Соединенные Штаты Америки проводят эмиссию своей национальной валюты, доллар несколько теряет в цене. Однако это позволяет нарастить его объем в других странах. Стоит отметить, что подобный сценарий наблюдался несколько лет назад на Украине. В Казахстане Национальный банк не спешит укреплять тенге, так это отрицательно скажется на экспортерах, ведь страна живет за счет нефтяного экспорта. Однако это лишь инструмент наращивания объема доллара в экономике развивающейся страны.
Высокая доля расчетов в иностранной валюте способствует оттоку капитала страны. После конвертации тенге в доллар, денежный эквивалент больше не контролируется финансовым регулятором. С одной стороны, это способ спекуляции и получения прибыли, а также возможность повышения безопасности личных сбережений. Однако для Казахстана это является процессом сокращения массы национальной валюты в руках населения. Если эти процессы имеют масштабный характер, то финансовая система государства может сильно пострадать.
Пути отхода от долларовой зависимости существуют, что сегодня демонстрируют Россия и Китай. Отказавшись от взаиморасчетов в долларовом эквиваленте, страны подкрепляют товарами именно свою валюту. Дополнительно, страны ШОС и БРИКС уже осознали необходимость формирования альтернативного западному Банка МВФ. Еще одним инструментом отхода от доллара является Таможенный союз и ЕАЭС. В том случае, если страны ЕАЭС и вовсе перейдут на единую валюту, это исключит издержки конвертации валют (тем более в доллары). Вместе с тем, если государственные и наднациональные органы постепенно проводят политику дедолларизации, население стран ЕАЭС не спешит отказываться от доллара. В этой связи особенно важно повысить уровень доверия граждан к национальным валютам стран Евразийского союза. Для этого нужно фондирование и, как следствие, кредитование в национальной валюте. Для Казахстана особенно важно стабилизировать курс тенге, и минимизировать девальвационные ожидание граждан РК.
Алексей Чекрыжов – эксперт ЦГИ «Берлек-Единство»