
Очередная встреча двух аксакалов и, пожалуй, самых авторитетных политиков Центральной Азии – президентов Казахстана и Узбекистана прошла 25 ноября 2014 г. в Астане. Президенты двух крупнейших государств региона обсудили приоритетные направления двустороннего сотрудничества в торгово-экономической и культурно-гуманитарной сфере, а также затронули ключевые аспекты региональной безопасности и наиболее актуальные международные вопросы.
Итоги встречи свидетельствуют, что Исламу Каримову удалось добиться важной для Ташкента поддержки Астаны в вопросах водно-энергетической сферы. В частности, Ислам Каримов заявил, что «сегодня мы подтвердили единую позицию в отношении строительства новых гидротехнических сооружений в верховьях рек Сырдарьи и Амударьи, которое должно осуществляться в строгом соответствии с общепризнанными нормами международного права и конвенций ООН и при обязательном согласовании со всеми странами, которые находятся в низовьях этих рек». Назарбаев и Каримов подчеркнули, что водные ресурсы трансграничных рек Центральной Азии являются общим достоянием и благом народов, и от их разумного и справедливого использования зависят судьбы десятков миллионов людей, стабильность и благополучие всего региона.
Такие заявления важны для Ташкента прежде всего в контексте громко декларируемых заявлений Душанбе о строительстве Рогунской ГЭС. Ташкент неоднократно заявлял, что Узбекистан никогда не даст «добро» на строительство этой ГЭС, так как ее функционирование грозит резкой нехваткой водных ресурсов для Узбекистана.
Между тем, Душанбе ссылается на итоги международные оценки Всемирного банка, эксперты которого признали в начале сентября 2014 г. проект жизнеспособным. В Таджикистане постоянно говорят о возобновлении строительства ГЭС и даже приглашают принять участии в проекте депортированных из России мигрантов.
Поддержка Казахстана в этом вопросе может дать Ташкенту дополнительные аргументы для апелляции к мировой общественности, что, в итоге может спровоцировать новый виток дискуссий и консультации по этому поводу.
Также на встрече обсуждалась и динамика торгового и экономического сотрудничества двух стран, у которой значительный потенциал. Помимо этого, стороны как выразился Ислам Каримов, «сверили часы» по ключевым вопросам развития постсоветского пространства в целом, и конкретно Центральной Азии. Характерно, что в контексте украинского кризиса Ислам Каримов повторил ту же формулировку («сверить часы»), которая чуть ранее была им озвучена после встречи с Президентом России Владимиром Путиным на полях саммита ШОС в Душанбе (середина сентября 2014 г.).
Ислам Каримов испытывает все больше потребности в контактах и развитии отношений с определяющими контуры евразийской интеграции государствами. Это и неудивительно, характер и масштабы торговых и экономических отношений с Россией остаются ключевыми для Узбекистана. А консервативное кредо России и Казахстана, предполагающей ставку на легитимную власть в регионе такому политическому долгожителю как Ислам Каримов, несомненно, на руку. Определенное значение имеет и то обстоятельство, что очередной электоральный цикл в Узбекистане выходит на финишную прямую (декабрь 2014 г. – выборы в Олий Мажилис; март 2015 г. – выборы Президента страны).
Несмотря на крепнущий военный потенциал страны, Ислам Каримов в последнее время, как, кстати, и Президент Туркменистана, Гурбангулы Бердымухамедов публично демонстрирует все большую обеспокоенность фактором «Афганистан-2014 г.». В этой связи, «сверка часов» в Астане может означать то, что Узбекистан не исключает возможности возобновления военного сотрудничества, как с Казахстаном, так и с Россией в формате Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ). При этом, традиционно как для Н. Назарбаева, так и для И. Каримова этот намечающийся евразийский тренд Узбекистана был подан в несколько дезавуированном виде и соседствовал с заявлениями о стремлении двух государств участвовать в реализации совместных инициатив в формате ООН, ОБСЕ, СНГ, ШОС, СВМДА, ОИС и других структур.
Сегодня у Астаны и Ташкента нет ключевых геополитических и геоэкономических расхождений. Имеющиеся проблемы в сфере торговли и экономики (например, условия поставки узбекистанских автомобилей на казахстанские рынки) носят технический и/или локальный характер. Тон соперничества между двумя крупнейшими государствами Центральной Азии, наблюдавшийся в 1990-е и начале 2000-х гг. значительно спал, а из уст лидеров двух стран, стала звучать гораздо более дружелюбная и мирная риторика. Повторилась она и на этот раз, причем не обошлось и без комплиментов Ислама Каримова в сторону Нурсултана Назарбаева. Все это позволяет утверждать, что сотрудничество Казахстана и Узбекистана на сегодняшнем этапе представляет собой одну из не многих точек опоры процессов по обеспечению стабильности в Центральной Азии.
Руководитель ЦГИ «Берлек-Единство» - Радик Мурзагалеев