
Евразийская интеграция охватывает потенциал огромных территорий с целью объединения возможностей для максимально быстрого достижения высоких результатов. В этой связи, участие в том же Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) республик Центральной Азии представляется наиболее необходимым. Причем, речь идет не только о непосредственном участнике евразийских объединений Казахстане и уже интегрирующемся Кыргызстане, но и о Таджикистане, Узбекистане и Туркменистане. И если Душанбе уже проводит зондаж необходимых изменений для продуктивного участия в ЕАЭС, интеграция Ташкента и Ашгабада находится на данный момент под большим вопросом.
Туркменистан, активно демонстрирующий свою экономическую заинтересованность в сотрудничестве преимущественно с Китаем, Ираном и Азербайджаном, вряд ли в ближайшее время признает необходимость интегрирования в евразийское региональное объединение. Чего не скажешь об Узбекистане. Экспертное сообщество не раз подчеркивало стремление Ташкента сблизиться с Вашингтоном, однако, последние события позволяют рассчитывать на обратное. В частности, речь идет об официальном визите Президента РУ И. Каримова в Казахстан 24-25 ноября этого года.
Встречи узбекского лидера и Президента РК Н. Назарбаева всегда вызывают особый интерес у экспертов своей значимостью. К примеру, политолог А. Дубнов в интервью «Независимой газете» охарактеризовал уже проходящую встречу следующим образом: «Встречаются два аксакала не только центрально-азиатской политики, но еще и советской: на гребне конца 1980 – начала 1990-х годов оба были кандидатами в члены Политбюро ЦК КПСС. Где еще можно увидеть столь уверенно властвующих ветеранов?! К примеру, запомнился последни визит Каримова в Казахстан в сентябре 2012-го, в ходе которого он предупредил «город и мир» о возможности войны в Центральной Азии, если не будут решены водные проблемы между соседними странами. Интересным был и визит Назарбаева в Ташкент весной 2010-го. Ему удалось тогда заручиться поддержкой идеи проведения в Астане саммита ОБСЕ со стороны узбекского президента – учитывая непреходящую борьбу за лидерство в регионе между двумя странами, это было непростой задачей».
Экспертное сообщество также предполагает, что в ходе встречи Каримов и Назарбаев обсудят сотрудничество РУ со странами Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ), в том числе и возможность возвращения Узбекистана в данное объединение. На эту тему наиболее объективно высказался в интервью «Росбалту» эксперт Н. Мендкович: «… как раз сейчас происходят определенные изменения на данном поле (в сфере безопасности РУ – прим. ред.). Надо помнить о том, что Узбекистан в ходе саммита в Душанбе пошел на сближение с Москвой, причем достаточно демонстративно. До этого ходили упорные слухи о том, что Узбекистан ведет активный диалог с США на тему возможности каких-то совместных проектов в сфере безопасности. Но до практики, видимо, дело не дошло. Во многом, из-за того, что сейчас США не готовы активно вмешиваться в региональную проблематику после издержек, связанных с присутствием в Афганистане. Так что Узбекистан в настоящее время в поиске союзов может рассчитывать, в первую очередь, на российскую сторону».
Многие эксперты считают, что Ташкент ищет пути налаживания отношений, прежде всего, с Москвой. Нехватка финансовых ресурсов у Запада делает непродуктивной любую форму ориентации на сотрудничество с ним. В это же время, традиционно воспринимаемая грантом безопасности центрально-азиатского региона Россия вместе с Казахстаном и Беларусью предлагают еще один способ межгосударственного взаимодействия – экономический (ЕАЭС). Эксперт А. Казанцев считает, что на данном этапе, наиболее эффективным шагом со стороны Узбекистана может стать возвращение в ОДКБ: «…Это снимет страх российской политической элиты, что Узбекистан уйдет в сторону Америки». Что же касается участия РУ в
ЕАЭС, то произойти это может только в перспективе. По словам того же Казанцева, переходный период, который будет связан с вхождением в евразийское интеграционное объединение, будет слишком болезненным для густонаселенного центрально-азиатского государства. Поэтому сейчас можно ожидать только заявление о заинтересованности в ЕАЭС со стороны узбекского лидера, которое, впрочем, будет означать очень многое.
Булат Мурзагалеев – эксперт ЦГИ «Берлек-Единство»