
Накануне в Астане прошла конференция «Президент, парламент, интеграция», в ходе которой Нурсултан Назарбаев провел встречу с председателем Государственной Думы России Сергеем Нарышкиным. На встрече обсуждалось межпарламентское сотрудничество Казахстана и России, но особое внимание стороны уделили потенциалу Евразийского экономического союза. Нормы международной организации, в которых страны ЕАЭС де-факто уже функционируют, призваны расширить торговое сотрудничество государств-участников. Однако Нурсултан Назарбаев и Сергей Нарышкин отмечают некоторое сокращение объемов взаимной торговли. Вместе с тем, проводя анализ работ занимающихся проблематикой ЕАЭС экспертов, видно, что прогноз по реализации масштабных проектов ЕАЭС единогласно положительный, а сокращение товарооборота представляет собой косвенные издержки. Это положение выдвигал и Нурсултан Назарбаев.
Президент Казахстана отметил, что «имеются определенные трудности в плане торговли, поскольку наблюдается снижение стоимости импортных и экспортных товаров». Однако, по словам президента, объем товарооборота сократился лишь в ценовом показателе, а физические объемы поставляемых товаров продолжают расти. В этом году показатель товарооборота между Россией и Казахстаном достиг 25 млрд. долларов. В 2013 году показатель вырос сразу на 14%, и это заслуга тесной интеграции рынков в рамках Таможенного союза. Причем общий товарооборот стран Таможенного союза прошлого года составил 24 млрд. долларов. Как видно из этих показателей, торговые отношения России и Казахстана улучшаются, и объем взаимной торговли растет. Однако падение курса рубля и финансовые проблемы Казахстана обусловили сокращение объема товарооборота в ценовом отношении.
Вместе с тем, Нурсултан Назарбаев, отмечая спад во взаимной торговле, не забыл упомянуть о том, что евразийскую интеграцию нельзя воспринимать только в ракурсе показателя товарооборота. Евразийский экономический союз призван развивать все отрасли экономического взаимодействия стран. Например, создание совместных предприятий стран ЕАЭС предполагает не только создание рабочих мест, но и использование своеобразного синтеза наиболее явных преимуществ стран. В Казахстане наиболее благоприятный климат для функционирования бизнеса, а Россия богата сырьевыми ресурсами. В этой связи базирование совместных предприятий в Казахстане является наиболее выгодным вариантом. В этом случае возникают новые логистические издержки. Однако интеграционная политика участников ЕАЭС предполагает развитие транспортной инфраструктуры. Следует отметить, что в Казахстане это положение нашло отражение в программе новой экономической политики страны.
На встрече с Нурсултаном Назарбаевым, председатель Госдумы РФ отметил, что в интеграции с общим рынком ЕАЭС заинтересовано 40 стран. Зоны свободной торговли, создание которых планируется со многими из этих стран, по своей сути являются первой ступенью интеграционной составляющей. Среди наиболее перспективных инициатив по созданию зон свободной торговли можно назвать Турцию и Индию. Однако и другие страны изъявляли желание нарастить объемы торговли с участниками Евразийского союза.
Как видно из тона встречи, представители Казахстана и России наблюдают воздействие Евразийского экономического союза на экономику стран еще до вступления договора о ЕАЭС в силу. Представители Казахстана и России верно отмечают, что интеграционный потенциал Евразийского союза не заканчивается на показателе товарооборота. ЕАЭС – это функциональная организационная форма интеграции, которая воздействует на всю социально-экономическую сферу государств, и, как видно из докладов сторон, воздействует положительно.
Алексей Чекрыжов – эксперт ЦГИ «Берлек-Единство»