
Тяжелая промышленность Казахстана в этом году демонстрирует неоднозначные показатели. С одной стороны, общий объем произведенной продукции растет, с другой – значительно сокращается экспорт товаров. Например, только за первое полугодие объем экспорта алюминия в Россию сократился на 26%. Значительно снизился экспорт меди, рынками для которой являлись Россия и Китай (93% и 27% соответственно). Представители предприятий тяжелой промышленности обеспокоены падением показателей, так как некогда развитая отрасль экономики сегодня может серьезно пострадать.
Специалисты успокаивают общественность тме, что падение спроса на казахстанскую медь обусловлен в основном значительным увеличением прошлого года (то есть единовременным скачком спроса). К тому же, в связи со чувствительным снижением курса рубля по отношению к доллару, стоимость аналогичной российской продукции также снизилась. По этой причине казахстанская медь стала прибыльней по ценовой стоимости, однако менее конкурентоспособна.
Дополнительно, снизился объем экспорта сталелитейной продукции в Китай. Это связано с закрытием нескольких сталелитейных предприятий в Китае из-за экологических проблем региона. Сокращение импорта казахстанской продукции китайской стороной стало неожиданностью для казахстанских промышленников. «Поднебесная» традиционно выступала одним из самых крупных покупателей, являясь наиболее стабильным партнером. Однако современная конъюнктура вызывает реструктуризацию даже гигантской экономики Китая, которая теперь обращена в сторону внутренних резервов.
В сложившейся ситуации представителям металлургии Казахстана предстоит сделать несколько шагов в сторону диверсификации экспорта.
Разумеется, о рынках сбыта в России и Китае забывать не стоит, однако потенциал расширения географии продаж довольно значительный. Для Казахстана сегодня остаются практически неосвоенными рынки Ирана и Восточной Азии.
Торговые отношения отрасли металлургии Казахстана с Тегераном действительно становятся теснее. В течение неполного 2014 года экспорт металлургической продукции в Иран вырос в 2,5 раза достигнув в ценовой характеристике 360 млн. долларов. Таким образом, Иран и страны Восточной Азии позволят Казахстану и дальше наращивать объем произведенной продукции. Эти направления скоро потребуют дополнительного импортного продукта, за счет чего загруженность заводов Казахстана может достигнуть 100%.
Вместе с тем, необходимо решать проблемы поставок с традиционными импортерами казахстанской металлургии – Россией и Китаем. В случае с Китаем не остается ничего другого, кроме как ждать подходящего времени для увеличения поставок. Пока китайская экономика не войдет в новый этап экстенсивного развития, ожидать увеличения спроса не приходится. С российскими потребителями дела обстоят сравнительно лучше. Основной проблемой для казахстанских промышленников является снижение стоимости российской продукции, и, как следствие, повышение ее конкурентоспособности. В этой связи возникает логичный вывод о необходимости снижения стоимости продукта Казахстана. Однако снижения себестоимости продукта не достичь за счет изменения цены на сырье или снижением производственных издержек (по крайней мере на современном этапе). Вместе с тем, цену на металл можно снизить за счет логистических издержек. Для этого представителям металлургии Казахстана необходимо договориться с РЖД, которая может временно снизить транзитные цены. Думается, что в преддверии вступления в силу договора об образовании ЕАЭС, российская компания может пойти на уступки.
Алексей Чекрыжов – эксперт ЦГИ «Берлек-Единство»