
На этой неделе проходит центрально-азиатское турне возглавляющего Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и одновременно Президента Швейцарской конфедерации Дидье Буркхальтера. В ходе этого турне Буркхальтер посетит все страны региона, с руководством которых будут происходить обмен мнениями по текущим вызовам безопасности.
ОБСЕ является самой крупной в мире региональной организацией по безопасности, насчитывающей в своих рядах 56 государств-участников. В западных странах считают, что ОБСЕ является основной площадкой по обсуждению и принятию мер по жизненно важным вопросам мира, безопасности и прав человека

во всем мире, в том числе и в Центральной Азии. Также нельзя забывать, что в отношениях республик Центральной Азии множество проблем: пограничные конфликты, борьба за водные ресурсы, межэтнические противоречия, борьба за соперничество в регионе лидеров ряда стран.
Однако все чаще раздаются голоса экспертов и аналитиков, заявляющих, что ОБСЕ не выполняет своих обязательств и не справляется со своими основными задачами в регионе. В своем нынешнем виде ОБСЕ превратилась в бюрократическую структуру, которая может эффективно канализировать только те политические процессы, которые раздражают чиновников из Евросоюза и правительства крупнейших игроков этой структуры.
Те проблемы, которые поднимают представители ОБСЕ в Центральной Азии, несомненно, актуальны. Среди них, проблемы обеспечения коллективной безопасности Центральной Азии, противодействие наркотрафику, вопрос с правами человека (включая вопросы свободы совести и вероисповедания). Однако эти и другие вопросы предполагает активное, подчас, бесцеремонное вмешательство в суверенные дела государств Центральной Азии, что далеко не всегда нравятся их элитам.
Динамично развивающиеся государства большой Евразии все активнее в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), а также в формате Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА) все активней выражают волю для выстраивания своей инфраструктуры надгосударственных образований, которые выступают неотъемлемым элементом многополярного мира.
В частности, на первом пленарном заседании СВМДА в Китае (21 мая 2014 г.) Президент Казахстана Н. Назарбаев предложил создать на ее базе Организацию по безопасности и развития в Азии (ОБРА), которая должна составить конкуренцию Организации по безопасности и сотрудничеству (ОБСЕ).
В связи с этим, ОБРА как альтернатива ОБСЕ – это стратегически верный вектор развития международных отношений. Между тем, уже сейчас нужно подумать о сдержках и противовесах усиливающегося влияния Китая на процессы в Азии, так как китайское доминирование не будет ничем лучше гегемонии Запада.
Что касается республик Центральной Азии, то для них в качестве такого противовеса выступает Россия. События последних лет свидетельствуют, что именно России принадлежит решающая роль в оформлении многополярного мира. Поэтому при условии глубокого взаимодействия в вопросах безопасности России и республик Центральной Азии, ОБРА в стратегическом плане выгодна и тем, и другим. Однако переменчивые геополитические конфигурации могут привести и к обратным эффектам.
В условиях нестабильной геополитической ситуации деятельность ОБСЕ в Центральной Азии воспринимается как инструмент геополитической борьбы, а не объективно стоящий над вызовами институт. По мере того, как Европейский Союз (ЕС) растет и возлагает на себя дополнительные внешнеполитические задачи, а НАТО расширяется и применяет все больше инструментов «мягкой» безопасности, ОБСЕ все отчетливее становится лишь инструментом западного влияния.
Стабильные режимы большинства республик Центральной Азии, для которых Запад лишь один, причем не самый основной, из векторов внешнеполитического сотрудничества вряд ли будут возлагать какие-то надежды на ОБСЕ. А вот некоторой активизации деятельности ОБСЕ в регионе ожидать следует. В ближайшее время эта активность будет по-прежнему выражаться, прежде всего, в дискурсивном давлении и критике на авторитарные практики в государствах Центральной Азии. А вот в вопросах коллективной безопасности ОБСЕ конструктивные инициативы какому либо из государств Центральной Азии, вряд ли сможет предложить. Решение вопросов обеспечения коллективной безопасности региона немыслимы без России, с которой в ближайшее время Брюссель вряд ли сможет договориться о синергии.
Радик Мурзагалеев - ЦГИ «Берлек-Единство»